logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 27 августа 2013

Фактически понесенные... штрафы

Условие о том, что при отказе туриста от поездки менее чем за десять дней до ее начала денежные средства возвращаются в размере 60%, незаконно, т.к. противоречит ст. 14 закона «Об основах туристской деятельности». «В данном рассматриваемом случае туроператор обязан вернуть туристу стоимость тура без каких-либо удержаний», - заключил суд. Подробности – в рубрике «Дела судебные».

Незаконность штрафов за отказ туриста от тура участники рынка в большинстве своем осознали. Теперь в типовых туроператорских договорах штрафы переименованы в фактически понесенные расходы и исчисляются в процентах, размер которых зависит от времени отказа – чем ближе к началу тура, тем больше. По форме, вроде, всё прилично, хотя сути дела это не меняет. Причем не только на взгляд туристов, но и судов.


Фактически понесенные... штрафы

После крушения «Булгарии»

В начале прошлого года Приволжский районный суд города Казани рассматривал иск туриста о признании не действительным условия договора, по которому с него за отказ от тура туроператор вправе удержать 40% стоимости – как раз в виде так называемых фактически понесенных расходов.

Началась эта история при трагических обстоятельствах. 10 июля 2011 года в Татарстане затонул теплоход «Булгария», погибли люди. Для туриста Муранова (его настоящая фамилия из судебного решения изъята) это стало основанием отказаться от недельного круиза на теплоходе «Дмитрий Пожарский» по маршруту Казань – Санкт-Петербург – Казань, запланированного на 22 июля. Он написал заявление на имя генерального директора компании «Инфофлот-С», в котором сообщил об отказе от поездки и просил вернуть деньги за путевку в полном объеме – 124 800 рублей.

Ему вернули 60% стоимости – 74 880 рублей. Муранов повторно обратился с письмом в «Инфофлот-С» с просьбой выплатить ему оставшиеся 40% на сумму 49 920 рублей. В ответ ему сообщили, что «Инфофлот-С» по туру на теплоходе «Дмитрий Пожарский» является агентом туроператора «Плёс», и что «при расторжении договора на реализацию турпродукта по инициативе туриста на основании пункта 5.6. договора

компания «Инфофлот-С» имеет право удержать 40% стоимости тура, так как данная сумма является фактическими понесенными расходами».

В письме подчеркивалось, что размер этих фактически понесенных расходов при аннуляции тура определяется в договоре с туроператором и «также равен 40% от общей стоимости».

Муранов счел, что указанное положение договора противоречит действующему законодательству и ущемляет его права как потребителя. Поэтому обратился в суд с требованием признать недействительным условие пункта 5.6 договора с компанией «Инфофлот-С», взыскать с нее 49 920 рублей, проценты за пользование этими деньгами, 50 000 рублей компенсации морального вреда и расходы на представителя – 5 000 рублей.

Без каких-либо удержаний

Ни от «Плёса», ни от «Инфофлота-С» в судебное заседание никто не пришел; суд рассматривал исковое заявление Муранова в их отсутствие.

Вот как рассуждал суд.

Согласно закону «Об основах туристкой деятельности» договор реализации турпродукта должен соответствовать законодательству РФ, в том числе, закону «О защите прав потребителей». По ст.32 этого закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

«Каких-либо иных дополнительных условий в виде выплат вознаграждения действующее законодательство не предусматривает», - отметил суд.

В ст. 16 закона «О защите прав потребителей» говорится, что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ, признаются недействительными.

Предусмотренное договором оказания туристических услуг условие о том, что при отказе туриста от поездки менее чем за десять дней до ее начала денежные средства возвращаются в размере 60%, незаконно, т.к. противоречит ст. 14 закона «Об основах туристской деятельности». «В данном рассматриваемом случае туроператор обязан вернуть туристу стоимость тура без каких-либо удержаний», - заключил суд.

Письмо Роспотребнадзора и «материалы судебной практики»

Этот свой вывод суд подкрепил ссылками на «материалы судебной практики» - определения, постановления и решения судов общей юрисдикции и арбитражных. Пожалуй, за время существования рубрики «Дела судебные» - это первый случай, когда одно судебное решение содержит ссылки на другие.

А также суд сослался на письмо Роспотребнадзора «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания». В нем указано, что

включение в подобный договор условий об удержаниях с туриста части денежной суммы, внесенной в счет договора, является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях

(влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. – Ред.).

Кроме того, суд подчеркнул, что ответчик не представил доказательств расходов, фактически понесенных им в связи с исполнением договора.

В разумных пределах

Приволжский районный суд города Казани постановил взыскать с компании «Инфофлот-С» удержанные им после отказа туриста от круиза 49 920 рублей и проценты за их использование в размере 1 029 рублей 60 копеек. Требования истца в части компенсации морального вреда суд счет подлежащими удовлетворению, но заявленными без учета обстоятельств дела, и снизил сумму до 3 000 рублей, назвав ее разумной.

Кроме того, в силу части 1 статьи 100 Гражданско-процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом количества судебных заседаний, сложности дела, объема фактически оказанных услуг суд счел достаточной сумму в размере 3 000 рублей.

Также с ответчика были взысканы 1 728 рублей 47 копеек госпошлины.

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Как работать в туризме и не наступить на грабли закона
Как работать в туризме и не наступить на грабли закона

Дела судебные

17/11/2025
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение