logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 21 августа 2012

Между небом и ТО. Часть 1

Эта история – об одном из самых болезненных вопросов в практике турбизнеса: о распределении ответственности авиаперевозчика и туроператора. В отраслевом законе он решен так, что на практике остается открытым, и кто из двух виноват, обычно выбирает суд. Иногда этот выбор бывает самым неожиданным. Как в деле о задержке рейса из Казани в Пулу, которым поделился его непосредственный участник «Асент Трэвел».

Эта история – об одном из самых болезненных вопросов в практике турбизнеса: о распределении ответственности авиаперевозчика и туроператора. В отраслевом законе он решен так, что на практике остается открытым, и кто из двух виноват, обычно выбирает суд. Иногда этот выбор бывает самым неожиданным. Как в деле о задержке рейса из Казани в Пулу, которым поделился его непосредственный участник «Асент Трэвел».

«Нарушены наши права в аэропорту»

Совсем недавно, 6 июня 2012 года, мировой судья судебного участка №5 Вахитовского района Казани рассматривал иск большой семьи из четырех взрослых и двух несовершеннолетних детей к туроператору «Асент Трэвел» и к авиакомпании «Татарстан» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

Итак, туристы приобрели в местном агентстве путевку «Асента» в Хорватию на 10 дней, с 18 по 29 июня, с вылетом из Казани в Пулу стоимостью почти в 195 тыс. руб. Путешествие началось, увы, с неприятности – задержки вылета. Причем серьезной, 15-часовой. Летом, с маленькими детьми – не позавидуешь… Да еще, как написали туристы в претензии, были «нарушены наши права в аэропорту, на борту самолета, причинены нравственные страдания…».

Заряда негатива, полученного в ожидании вылета, хватило надолго, и по возвращении с отдыха, не дождавшись сатисфакции от авиакомпании и туроператора, они отправились в суд по месту жительства.

Истцы требовали взыскать с перевозчика неустойку в размере 7578 руб. 90 коп. на каждого из шестерых туристов и по 10 тыс. руб. – в счет компенсации морального вреда. А с туроператора – 48 тыс.руб. в качестве уменьшения стоимости путевки и моральный вред – в том же размере, что с авиакомпании, по 10 тыс.руб. на человека.

«Авиакомпания обязательства не выполнила»

Надо сказать, что задержка рейса Казань – Пула стала заметным событием. На этот счет у суда имелось письмо Татарской транспортной прокуратуры. В нем говорилось, что причиной 15-часовой задержки рейса стало несвоевременное окончание ремонта воздушного судна, в результате «авиакомпания свои обязательства перед пассажирами авиарейса У9-5701 в полном объеме не выполнила».

В суде представитель перевозчика попытался доказать, что претензии истцов к нему необоснованны. Он пояснил, что рейс Казань – Пула был чартерным и выполнялся на основании договора с заказчиком, а договора с пассажирами его авиакомпания не заключала, «что подтверждается отсутствием авиабилетов».

Но суд не принял во внимание эти доводы, сославшись на два обстоятельства.

Во-первых, на то, что осуществление чартерных перевозок регулируется Воздушным кодексом РФ, о чем сказано в ст.104.

Во-вторых, согласно п.3.6 договора между авиакомпанией и заказчиком, именно перевозчик несет всю полноту ответственности перед пассажирами в случае задержки либо отмены рейса, замены типа самолета, произошедших по его вине или инициативе, в том числе и по техническим причинам; заказчик же в этом случае ответственности не несет.

К тому же истцами были предъявлены электронные авиабилеты, без которых они не смогли бы подняться на борт, «что какими-либо доказательствами в ходе судебного разбирательства не опровергнуто». Также представитель авиакомпании не предоставил доказательств, «опровергающих обстоятельства, изложенные в письме Татарской транспортной прокуратуры».

В результате суд решил, что требования истца к авиакомпании подлежат удовлетворению: по неустойке – в полном объеме, примерно по 7600 руб. каждому, а по компенсации морального вреда – частично, по 4 тыс.руб. на человека. «С учетом, в соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса, характера допущенных ответчиком нарушений, нравственных страданий истцов, требования разумности и справедливости», - пояснил суд.

«Иного расчета не приведено»

Учитывая, что суд установил вину авиакомпании в задержке рейса, которая привела к сокращению времени отдыха туристов, можно было бы предположить, что ответ на вопрос: «Так кто же, ТО или а/к?» дан. Оказалось, не так все просто.

Требования истцов к туроператору суд тоже удовлетворил.

Туристы заявляли, что из-за задержки рейса «ими не использованы практически (! – Ред.) два дня» отдыха из десяти, которые они должны были провести в Хорватии, а значит, стоимость путевки должна быть уменьшена на 20% - на 8 тыс. для каждого или на 48 тыс. для всех.

Суд эти расчеты устроили – по той причине, что, как он указал в решении, «в соответствии со ст.56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, не предоставлены доказательства, опровергающие эти доводы…, какого-либо иного расчета стоимости неоказанной услуги стороной ответчика не приведено». Из этого вывод – требование истцов об уменьшении цены общей оказанной услуги обоснованно и подлежит частичному удовлетворению – в размере 38960 руб.

Выплату в компенсацию морального вреда для туроператора суд также уменьшил до 4 тысяч на каждого туриста.

Но это не всё. Туроператору достался еще и штраф в 21 тыс.руб. в доход муниципального образования Вахитовского района Казани «за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя» согласно п.6 ст.13 закона «О защите прав потребителей».

Справедливости ради заметим, что свои 50% штрафа от суммы, присужденной потребителю, заплатил и перевозчик. Госпошлину тоже разделили между ними.

«Судом не были учтены возражения»

Туроператор с решением мирового судьи Вахитовского района Казани не согласился. Юристы «Асента» подготовили апелляционную жалобу в вышестоящий – районный – суд. С их доводами мы ознакомим аудиторию в следующем выпуске рубрики «Дела судебные». Всё же задержки рейсов – штука нередкая, и часто туристы предъявляют за это претензии не только туроператором, а турагентам. Так что алгоритм и доводы защиты по таким вопросам не помешают. К тому же именно у «Асента» был опыт удачного судебного процесса по схожей, но еще более сложной ситуации – в связи с «ледяным дождем», парализовавшим московские аэропорты под новый 2011 год.

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Как работать в туризме и не наступить на грабли закона
Как работать в туризме и не наступить на грабли закона

Дела судебные

17/11/2025
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение