logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 17 сентября 2013

Обязателен ли «типовой договор»?

Общественная организация «Клуб защиты прав туристов» продолжает попытки засудить туроператоров, делая упор на то, что их договоры не должны ущемлять права потребителей. Мотив благородный, но на деле аргументы правозащитников оказываются несостоятельными.

Общественная организация «Клуб защиты прав туристов» продолжает попытки засудить туроператоров, делая упор на то, что их договоры не должны ущемлять права потребителей. Мотив благородный, но на деле аргументы правозащитников оказываются несостоятельными.
Обязателен ли «типовой договор»?

Странный запрос

В декабре 2012 года московский туроператор «Онли Тур» получил от «Клуба защиты прав туристов» запрос. Юристы-общественники просили предоставить «типовой договор об оказании туристских услуг, предлагаемый вашей организацией для заключения потребителям» и «типовой агентский договор, предлагаемый для заключения турагентам». В запросе был дан срок – ответ требовался в течение 14 календарных дней с момента получения обращения.

В «Онли Тур» пожали плечами: на официальном сайте оператора можно свободно скачать как «договор о реализации туристического продукта турагентом» так и «договор оферты о реализации туристического продукта с физическим лицом». Если очень надо – бери и изучай. Странный запрос проигнорировали.

Нетривиальное требование

Дальше дело приняло неожиданный оборот. «Клуб защиты прав туриста» подготовил исковое заявление «в защиту неопределенного круга потребителей туристических услуг», которое подал в Измайловский районный суд г. Москвы.

В заявлении говорилось, что договор реализации турпродукта является договором присоединения. Это

«такой договор, условия которого определены одной из сторон, а другая сторона «может только присоединиться, не имея возможности каким бы то ни было образом влиять на его содержание».

Поэтому, дескать, этот договор должен быть типовым.

Поскольку «потребитель имеет право ознакомиться с условиями договора», а «Клуб защиты прав туриста» действует в интересах потребителей, его «требование о предоставлении ответчиком типовой формы договора об оказании туристских услуг является законным и обоснованным».

Истец просил суд признать бездействие ТО противоправным, обязать его все-таки предоставить данный документ, а также взыскать с него в пользу истца судебные расходы. И еще. Юристы требовали опубликовать решение суда в отраслевом журнале «Горячая линия. Туризм» в 10-дневный срок после его вступления в силу.

Требование неправомерно

Ответчик подготовил «Возражения на исковые требования», которые еще до заседания суда направил истцу. А к ним приложил… примерные формы договоров с туристом и с ТА. Интересы ответчика защищали юристы ЮА "Персона Грата".

В возражениях было сказано следующее. Во-первых, права потребителей на ознакомление с текстом договора не нарушены – с ним можно познакомиться в офисе туроператора либо на его сайте. Во-вторых,

обязанность предоставления потребителю текста договора между ТО и ТА законом вообще не предусмотрена. Указанный договор регулирует правоотношения между двумя юридическими лицами, в которых потребитель не участвует.

В-третьих, законодательство РФ не предусматривает обязательного заключения договора с туристом на бумажном носителе. Поэтому требование истца о предоставлении договоров именно на бумаге неправомерно.

По мнению ответчика, «истец обладал достаточными познаниями и техническими возможностями для того, чтобы ознакомиться с текстами договоров, однако не пожелал воспользоваться имеющейся возможностью». Из информации на сайте «Клуба» следует, что юристы этой организации постоянно «шерстят» сайты туроператоров. А тут вдруг «забыли» про сайт. И наконец, в «возражениях» говорится, что ответчик фактически уже выполнил требования истца, отправив ему примерные тексты договоров.

Типовой или примерный?

В суде, который состоялся 19 июня, представитель истца пояснил, что адрес сайта ответчика не был указан в реестре ТО, дескать, поэтому у «Клуба защиты прав туриста» и не было возможности ознакомиться с текстами договоров.

Суд признал, что общественная организация имеет право проверять соблюдение прав туристов, запрашивая те или иные документы в тех случаях, когда это не противоречит законодательству. Однако ни ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», ни Правила оказания услуг по реализации туристского продукта не предусматривают обязанность ТО по представлению потребителю типового договора реализации турпродукта. Более того, в законе не предусмотрена даже обязанность ТО по разработке такого договора.

Суд принял во внимание, что примерный договор реализации турпродукта размещен ответчиком в открытом доступе на официальном сайте. А реплику истца об отсутствии ссылки на него в реестре туроператоров счел несущественной. Итог закономерен – аргументы правозащитников рассыпались как карточный домик, в иске было отказано.

Напомним,

в прошлом году «Клуб защиты прав туриста» пробовал оспорить в суде основные пункты договора между ТО «Лабиринт» и ТА «8 дней, 7 ночей», которые, по мнению этой организации, ущемляют права потребителей. В удовлетворении требований в полном объеме тогда тоже было отказано.

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Как работать в туризме и не наступить на грабли закона
Как работать в туризме и не наступить на грабли закона

Дела судебные

17/11/2025
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение