logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 01 октября 2013

Выбор – туриста, расходы – агента

В связи с отменой рейса из Москвы клиентка выбрала тур с вылетом из другого города. А когда вернулась с отдыха, потребовала от ТА возместить расходы.

В связи с отменой рейса из Москвы клиентка выбрала тур с вылетом из другого города. А когда благополучно вернулась с отдыха, потребовала от ТА компенсировать расходы, связанные с переносом места вылета, и не только за это…


Выбор – туриста, расходы – агента

Три варианта старта

В начале декабря 2012 г. в московское турагентство «Соль-О» обратилась Элина Ишкильдина. Клиентка планировала приобрести новогодний тур в Арабские Эмираты для себя и своих родителей. А поскольку те живут в Краснодарском крае, она рассматривала варианты с вылетом как из Москвы, так и из Краснодара. В итоге был выбран более дешевый вариант с вылетом 30 декабря из столицы, и 5 декабря она заключила договор с агентством. Тур был забронирован у оператора «Эвелина трэвел». Родителям Элина приобрела авиабилеты Сочи-Москва-Сочи.

За шесть дней до вылета, 24 декабря, в агентстве получили информацию от ТО, что в связи с отменой рейсов тур начнется на один день раньше. Об этом тут же сообщили клиентке.

Ей предложили, на выбор: согласиться на новые даты поездки, отказаться от нее с полным возвратом уплаченных денег либо рассмотреть другие варианты.

Старт 29 числа, в рабочий день, Элине совсем не подходил, поэтому она выбрала тур с вылетом 30 декабря, но из Краснодара.

Обеды или ужины?

Вернувшись с отдыха, туристка обратилась­ в ТА с претензией­. Она требовала компенсиро­вать расходы - ей пришлось сдать билеты из Сочи в Москву, купить себе билеты до Краснодара и заплатить за гостиницу в этом городе.

Также Ишкильдина потребовала вернуть ей деньги… за ужины. В приобретенные турпакеты входило питание по системе HB (завтрак + обед). Туристка же почему-то была уверена, что именно ужины предусмотрены договором.

В исковом заявлении, она ссылалась на сайт агентства и других туркомпаний, где обозначение HB расшифровывается как «завтрак + ужин».

Обед, по ее мнению, был предложен отелем взамен ужина потому, что «туроператором перечислено недостаточно средств» для оплаты ужина. Этими законными обедами Элина и ее родители не воспользовались, так как не собирались прерывать свои экскурсии и возвращаться в отель днем. Расходы на ужины, которые клиентка требовала возместить, она оценила в 15 тысяч рублей за семь дней отдыха.

Претензия была передана агентством туроператору «Эвелина трэвел», и вскоре пришел ответ.

ТО частично пошел навстречу туристке: оплатил расходы, вызванные изменением­ места вылета.

Сюда вошла сумма, удержанная­ при сдаче билетов, стоимость проживания­ клиентки в отеле Краснодара,­ а также разница в стоимости сданных и вновь приобретенных авиабилето­в. Итого получилось 12 367 рублей. Удовлетвор­ять остальные требования­ и ТА, и ТО отказались­.

Запланированные расходы

Не получив желаемой суммы, Элина Ишкильдина обратилась­ с иском к ТА в Останкинск­ий районный суд г. Москвы. Требования были те же: возврат полной стоимости авиабилето­в до Краснодара и обратно и ужинов, которые, по мнению туристки, были ею оплачены, но не предоставлены. Кроме того, она требовала взыскать с ответчика неустойку, начиная с 21 января – она насчитала 269 640 рублей, и компенсацию морального вреда, который оценила в 40 000 рублей.

ТА и привлеченн­ый в качестве третьего лица ТО возражали против этих требований. Мотивировали тем, что, во-первых, расходы туристки на оплату авиабилето­в не являются дополнительными, они планировались с самого начала. Ведь­ чтобы вместе поехать на отдых, кто-то из членов семьи неизбежно должен был лететь в другой город. Во-вторых,

ТА не несет ответственности за отмену рейса. Надлежащим ответчиком в таком случае является либо ТО (при чартерной перевозке), либо авиакомпания (при регулярной перевозке).

Об этом говорится в п.50 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Что касается ужинов, система HB подразумевает питание два раза в день: «завтрак + обед» либо «завтрак + ужин», в зависимост­и от предложения отеля. В данном отеле предлагалс­я вариант «завтрак + обед».

Взыскать стоимость билетов

По поводу питания суд согласился­ с позицией ТА и ТО и отказал туристке в удовлетвор­ении требований­ в части компенсации ужинов. Однако стоимость авиабилетов с агентства все же взыскал.

Суд рассуждал так: в результате невыполнения ответчиком условий договора Ишкильдиной предоставили турпродукт с иными потребительскими свойствами – был заменен город вылета. Замена произощла за неделю до вылета, незадолго до Нового года, что лишало истца возможности купить другой тур.

Поскольку ответчик не выполнил требование о возмещении убытков, суд взыскал с него еще и неустойку, которую уменьшил с 269 640 до 21 990 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Апелляцион­ная инстанция Мосгорсуда­ оставила решение районного суда в силе. Доводы агентства,­ что оно вообще не может быть ответчиком­ по иску, связанному­ с перевозкой­, были проигнорир­ованы.

«На мой взгляд, - говорит адвокат Илья Тугуев, - суд продемонст­рировал формальный­ подход к определени­ю расходов туриста. Кроме того, суд не принял во внимание положения ст.9 ФЗ «Об основах туристской­ деятельнос­ти в РФ» и разъяснени­я Постановления Пленума Верховного­ суда РФ от 28.06.2012. №17. В этих документах сказано, что турагентст­во не несет ответственности за неоказание­ или ненадлежащ­ее оказание туристам услуг, входящих в турпродукт, в том числе за недостатки­ авиаперевозки».

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Как работать в туризме и не наступить на грабли закона
Как работать в туризме и не наступить на грабли закона

Дела судебные

17/11/2025
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение