logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
10:18, 15 февраля 2019

Сколько стоит повторить тур Афанасия Никитина?

HotLine.travel рассчитал стоимость поездки в Индию и Арабские Эмираты по следам русского путешественника

Зимой наши соотечественники только и думают о том, куда бы сбежать от холодов. Если верить Яндексу, сейчас растет интерес туристов к таким направлениям, как Индия и ОАЭ. Однако история поездок россиян в страны Аравийского и Индостанского полуостровов насчитывает уже более 500 лет. Первопроходцем был знаменитый русский купец Афанасий Никитин, который в XV веке несколько лет путешествовал по странам Южной Азии. Колумнист HotLine.travel Сергей Чумичёв проследил маршрут этого длительного трипа и прикинул, сколько будет стоить посетить хотя бы некоторые из стран, где побывал великий тверичанин.

И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы
Я стал похож на человека героической судьбы.
Шаманы с докторами спорят, как я мог остаться жив,
Но я выучил суахили и сменил культурный миф.
Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму.
Нам русским за границей иностранцы ни к чему. 

Борис Гребенщиков
«Афанасий Никитин буги, или Хождение за три моря – 2»

Тверской купец Афанасий Никитин был крутым мужиком. За полтысячи лет до появления спутниковых карт и GPS-навигаторов, не прибегая к услугам туроператоров, он предпринял продолжительное путешествие в экзотические южные страны, которые в наше время превратились в популярные туристические направления. В числе посещенных им мест – Индия, Африка и побережье Аравийского полуострова, где сейчас находятся Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Путешественник описал свой вояж в путевых заметках, известных под названием «Хожение (хождение) за три моря». Этот памятник древнерусской литературы невелик по объему (всего 17 страниц формата А4), но по праву может считаться первым в истории светским трэвел-блогом на русском языке. В отличие от «хожений» паломников, распространенных начиная с XII века и сосредоточенных на описании христианских святынь, в записках Афанасия Никитина основное внимание уделено бытописанию посещенных стран, их истории, гастрономии и даже секс-туризму.

01_UAE.jpg

Афанасий Никитин выехал из Твери весной 1468 года. Спустившись по Волге до Каспия, путешественник миновал Дербент и Баку, около года колесил по Персии, а после Пасхи 1469 года, в апреле, пересек Ормузский пролив, прошел Оманским заливом вдоль побережья нынешнего эмирата Фуджейра и высадился на Аравийском полуострове. В XV веке никаких ОАЭ, конечно, не было, а вся восточная часть Аравии была одним большим Оманом со столицей в Маскате. Само слово «Аравия» происходит от древнееврейского «арава», что значит «пустыня». Как была там пустыня во времена Римской империи – так она и оставалась пустыней во времена Афанасия Никитина – и остается по сию пору. Купец отметил в своем блоге, что климат в этих землях крайне жаркий и мало пригоден для жизни – «солнечный жар человека сожжет». Но удачное географическое положение на пересечении торговых путей привело к тому, что Оман начал активно развиваться еще в VII веке, в эпоху зарождения Арабского халифата, и к XV веку это уже было богатое и влиятельное государство.

Эмираты стали популярны у туристов после того, как в XX веке здесь нашли нефть и на полученные от её продажи нефтедоллары превратили прибрежные участки пустыни в города-сады с небоскребами, фонтанами и искусственными островами. А в последнее время всё большую популярность начали приобретать и туры в соседний Оман – хотя, конечно, эта страна остается пока более дорогим местом для отдыха: и регулярный перелет дороже, и чартерной перевозки с января больше нет. Если в Эмираты можно слетать по недельной путевке на двоих за 43 тысячи рублей (3-4*, B&B), то отдых в Омане начинается от 88 тысяч рублей. При этом, отказавшись от услуг туроператоров и отправившись на берега Персидского / Оманского заливов самостоятельно, как Афанасий Никитин, вы переплатите за поездку в ОАЭ не менее 16 тысяч рублей. А вот на Омане можете 13–15 тысяч рублей и сэкономить – по сравнению с соответствующим пакетным предложением.

Афанасий Никитин долго в Маскате не задержался и отправился оттуда прямиком в Индию – на корабле через Аравийское море. Он сошел на берег в городе Чаул в 60 км к югу от Мумбаи и в 300 км с лишним к северу от Гоа и за последующие четыре года изъездил полуостров Индостан вдоль и поперек, побывав в городах Пали, Бидар, Галбарга, Хайдарабад (Голконда) и др. Ему удалось посетить даже древнюю запретную святыню индуизма – так называемый «индийский Иерусалим» – выстроенный на холмах в 232 км к югу от Хайдарабада религиозный центр Шрисайлам (Парват). Но в Гоа он не ездил – в XV веке там вообще нечего было делать, хотя сегодня для российского туриста это, пожалуй, самая популярная дестинация в Индии.

02_India.jpg

Прожив несколько лет среди индусов, тверской купец затосковал по родине – и двинулся в обратный путь. Он сел на корабль в Дабхоле, рассчитывая достичь Персии, но что-то пошло не так, и судно отнесло к побережью Сомали. Впрочем, пираты не причинили путешественнику никакого вреда, и после пяти дней пребывания на Африканском континенте он – через Маскат, Ормуз, Шираз, Исфахан и Тебриз – достиг Черного моря у Трабзона. После небольшого неприятного инцидента с турецкой таможней Афанасий Никитин смог дойти морем до Крыма, а оттуда уже по суше направился домой, на север. Увы, в Тверь ему вернуться было не суждено – в Смоленске купец заболел и умер. Его путевые заметки попали в Москву только в 1475 году, где позже были включены в летописный свод, благодаря чему и стали известны потомкам.

Если мы зададимся целью повторить маршрут Никитина в наши дни, то, конечно, сможем уложиться в более сжатые сроки – и благодаря современной медицине вернуться домой в целости и сохранности. Главное – вовремя сделать все необходимые прививки.

03_Smolensk.jpg

Остановимся на ключевых точках путешествия Афанасия Никитина за пределами России и попробуем набросать примерный вариант тура с использованием современных транспортных средств. На каждый город заложим по две ночи и возьмем отели 3* на базе завтраков. Итак, сперва нам надо долететь до Баку – это обойдется примерно в 7 тысяч рублей, а проживание в центре столицы Азербайджана на заданных условиях – примерно в 4 тысячи рублей. За 5,5 тысячи рублей можно приобрести прямой авиабилет из Баку до Тегерана и остановиться там на пару ночей за 6 тысяч рублей, чтобы познакомиться с культурой Древней Персии. Если времени у вас много, то за 10–14 дней можно прокатиться по классическому туристическому маршруту Тегеран – Исфахан – Язд – Шираз с заездом в Тебриз и на руины Персеполя – рейсовые автобусы между городами Ирана в среднем тарифицируются из расчета приблизительно 1 рубль на километр – но для простоты эту опцию здесь в расчет брать не будем.

Покинув Иран, отправляемся на Аравийский полуостров, в ОАЭ. Билет на прямые авиарейсы из крупных городов Персии в Дубай стоит порядка 15 тысяч рублей (с учетом 30 кг багажа), две ночи в дубайском отеле – около 3 тысяч рублей. Дальнейший маршрут имеет смысл разнообразить морским круизом – в конце концов, Афанасий Никитин тоже проделал часть пути на судне. MSC Cruises предлагает 15-дневные круизы из Дубая с заходами в Абу-Даби (ОАЭ), Маскат и Хасаб (Оман), с тремя стоянками в Индии (в Мангалуре, Гоа и Мумбаи) и возвращением в Дубай. Ближайший круиз начинается в марте и стоит от 86 435 рублей, включая страховки и портовые сборы. Вернуться из ОАЭ в Москву вы сможете за 12 тысяч рублей. И ещё порядка 8,5 тысячи рублей придется потратить на визы в Иран, Оман и Индию.

ИТОГО, на поездку надо заложить как минимум 147 435 рублей. Это если не брать экскурсии на местах – и не учитывать трансферы и иные сопутствующие расходы. С ними, понятное дело, стоимость поездки может превысить и 200 тысяч рублей на человека.

А готовы ли вы совершить такой вояж по стопам Афанасия Никитина – продолжительностью не менее трех недель – за такие деньги?
83%
Да, я верю - он справится
0%
Нет, не поддерживаю - не справится
8%
Мужик хороший, но работать нормально ему не дадут
0%
Личность руководителя не имеет значения
8%
Затрудняюсь ответить

Количество ответов: 12

  • Маршруты и курорты
Автор Сергей Чумичёв
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

На Мальдивах отели Sun Siyam сделали ставку на «все включено»
На Мальдивах отели Sun Siyam сделали ставку на «все включено»

Маршруты и курорты

15/12/2025
Алтай меняет восприятие зимнего отдыха
Алтай меняет восприятие зимнего отдыха

Маршруты и курорты

15/12/2025
Чем заняться туристам в «атомном» городе
Чем заняться туристам в «атомном» городе

Маршруты и курорты

28/11/2025
Душа настоящих Мальдив: туристов ждут на курортах Sun Siyam
Душа настоящих Мальдив: туристов ждут на курортах Sun Siyam

Маршруты и курорты

26/11/2025
Где кататься на лыжах и сноуборде в СНГ
Где кататься на лыжах и сноуборде в СНГ

Маршруты и курорты

13/11/2025
Отели Beachcomber: возвращение к природе
Отели Beachcomber: возвращение к природе

Маршруты и курорты

12/11/2025
Чем заняться в Дубае осенью: гид по ключевым событиям сезона 2025 года
Чем заняться в Дубае осенью: гид по ключевым событиям сезона 2025 года

Маршруты и курорты

29/10/2025
Филиппины или Таиланд: сколько стоит отдых и в чем разница
Филиппины или Таиланд: сколько стоит отдых и в чем разница

Маршруты и курорты

17/10/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение