logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 08 октября 2012

Алло, скорая?!

В коридорах власти и смежных с ними общественных кругах идет авральная разработка правил экстренной помощи туристам за рубежом в случае финансового краха отправляющих их ТО. Посмотрим, к чему пришли авторы к началу октября, на момент подготовки этой статьи. Речь ведь идет о том, как будут расходоваться конкретные деньги туроператоров.

Как будет работать Турпомощь. Первые сведения

Алло, скорая?!В коридорах власти и смежных с ними общественных кругах идет авральная разработка правил экстренной помощи туристам за рубежом в случае финансового краха отправляющих их ТО. Посмотрим, к чему пришли авторы к началу октября, на момент подготовки этой статьи. Речь ведь идет о том, как будут расходоваться конкретные деньги туроператоров.

Пока без приставки

Де-юре организация под названием Ростурпомощь, которой предстоит разруливать проблемы банкротов, должна была стать работоспособной уже 5 ноября. Через 180 дней после принятия соответствующих поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Но создание этой структуры связано с таким количеством процедур и согласований… Оказалось, что даже название надо регистрировать в два этапа – потому что приставка Рос- должна утверждаться специальным постановлением Правительства, а до этого пришлось регистрироваться в Минюсте под усеченным именем Турпомощь.

Доброжелатели не упустили случая поиронизировать над этой коллизией. Но руководителю Турпомощи Эдуарду Кузнецову так прокомментировал эту новость: "Наши юристы предупреждали, что первоначально краткое наименование "Ростурпомощь" не пройдет, однако компания, которая занимается регистрацией нашего Объединения и вообще подобных ассоциаций, предложила как попытку оставить название "Ростурпомощь", апеллируя к закону, где сказано оо "общероссийском" статусе нашего объединеии туроператоров. В Любом случае, изменение в первоначальном названии и повторный занос заняли два дня, и уже вторую неделю как документы ушли из Минюста в налоговые органы для завершения регистрации." При этом и времени вобрез: "Столько всего надо сделать, сроки жесткие. А в штате – два человека». При этом ни один документ, регламентирующий деятельность организации, не принимался без дебатов. Например, в первоначальный вариант устава было внесено более 100 изменений, причем дольше всего обсуждалась структура Турпомощи. Были предложения открыть постоянно действующие отделения в субъектах Федерации, чтобы оперативно реагировать на обращения граждан. «Но в итоге этот вариант отклонили как чрезмерно затратный. Мы настаивали на том, что в целях рационального расходования средств, поступающих от туроператоров, следует максимально упростить структуру объединения, – сообщил «ГЛ» вице-пезидент РСТ Юрий Барзыкин. – Нужен только центральный офис в Москве.

Теперь вопрос в том, удастся ли упомянутому офису оперативно реагировать на сигналы SOS. Ведь на то, чтобы вникнуть в проблему и принять решение о финансировании, отводятся всего лишь сутки с момента обращения туристов. Так сказано в Правилах оказания экстренной помощи, которые на момент подготовки этой статьи были уже разработаны и находились на утверждении – где-то в пути между Ростуризмом и Минкультуры.

«Срок поставлен невыполнимый. Представьте: проблемный туроператор – в Хабаровске, его клиенты – в Доминиканской Республике, а Турпомощь – в Москве, – говорит 1-й вице-президент АТОР Владимир Канторович. – Какая может быть оперативность при таких расстояниях и разнице во времени? Именно поэтому я всегда говорил, что эффективнее работали бы региональные СРО. Теперь остается только ждать правоприменительной практики, чтобы убедиться: сама идея общероссийского фонда экстренной помощи туристам обречена на провал».

Много споров вызвал еще один вопрос относительно структуры Ростурпомощи. Следует ли создавать сеть собственных или аутсорсинговых ассистанс-подразделений за рубежом для работы с туристами на курортах, для переговоров с отелями и другими контрагентами проблемных туроператоров? Об их необходимости говорил, в частности, эксперт Общественной палаты РФ Дмитрий Давыденко. Но в итоге сошлись на том, что проще выручать туристов при помощи своих же турфирм. Опять же в целях экономии, отмечает Юрий Барзыкин: «Поручать организацию размещения и вывоза надо не какому-то дяде, а основным российским компаниям, которые уже имеют блоки в отелях и, возможно, свободные места на рейсах. Это по определению дешевле». Очевидно, так. Но можно заранее предвидеть подозрения в ангажированности. Кому из туроператоров Турпомощь заплатит за «спасательную операцию»? Кто «извлечет коммерческую выгоду» из банкротства конкурента – закроет его клиентами свои пустующие емкости?

Кого не спасать?

Впрочем, любой вопрос о деятельности добровольно-обязательного профессионального объединения может считаться спорным и, как бы он ни решился, гарантированно вызовет у кого-то протест. Вот, например, самое простое – кому будет помогать Ростурпомощь? «Очень важная тема, – отмечает Эдуард Кузнецов. – В проекте Правил, которые сейчас утверждаются министерствами и ведомствами, четко сказано: из средств объединения финансируется экстренная доставка в Россию и связанные с этим сопутствующие услуги для туристов, чьи туроператоры не в состоянии оказать оплаченные услуги, то есть когда есть признаки банкротства. Сюда же относим ситуации, когда свои обязательства не выполняет контрагент российского туроператора: допустим, принимающая компания или перевозчик потерпели финансовый крах. Не всегда отправляющий ТО может решить такую проблему своими средствами, и тут должна подключаться Ростурпомощь.

А когда она не собирается подключаться? Когда туристу требуется вывоз на родину по медицинским показаниям. Когда человек оказался за границей без средств к существованию. Когда в стране отдыха – стихийное бедствие или политический/социальный конфликт. «Первое относится к компетенции страхового бизнеса, второе – дело наших дипмиссий, а третье – форс-мажор, при котором эвакуировать граждан в Россию должно государство, – говорит г-н Кузнецов. – Ростурпомощь не будет подменять собой ни консульства, ни МЧС».

Что касается форс-мажора, то все мы знаем, кого государство назначает крайними в таких ситуациях. После цунами в Таиланде, во время беспорядков в Египте россиян вывозили на родину туроператоры. Судя по всему, эта практика сохранится. Просто теперь они еще обязаны оплачивать своими взносами в Турпомощь потенциальные долги конкурентов, которые могут обанкротиться. Социальная ответственность бизнеса…

Сберегательные кассы

Кстати, о взносах. Утверждены критерии выбора банков, в которых Ростурпомощь будет размещать средства экстренного фонда. Критерии эти достаточно очевидны: наличие лицензии и опыта операций в сфере международной туристской деятельности, отсутствие убытков за последний отчетный период, задолженностей в бюджеты всех уровней и так далее.

На очереди – подготовка и утверждение документа о порядке инвестирования средств фонда. И это еще одна неоднозначная тема. Есть мнение, что если у Турпомощи по итогам года будут оставаться свободные средства, то это показатель избыточной нагрузки на бизнес. «Надо будет признать, что слишком много собираем с туроператоров, и сокращать взносы», – уверен Юрий Барзыкин.

Но прежде чем заниматься такими приятными деталями, сотрудникам Турпомощи и всем, кто принимает участие в создании этой организации, предстоит еще очень многое сделать. Как видим, Правила оказания экстренной помощи туристам регламентируют лишь самые общие аспекты в деятельности объединения. Подробные планы «спасательных операций» предстоит формировать уже в качестве стандартов профессиональной деятельности объединения. И возможно, в процессе урегулирования очередных ЧП, о возможности которых говорят представители туристических общественных организаций.

В частности, Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР, в сентябрьском интервью телеканалу TourDom.TV заявила, что в ассоциацию продолжают поступать сигналы от зарубежных DMC-операторов и отельеров о финансовых проблемах с российскими турфирмами.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение