В соседней Украине туроператоров и турагентов волнуют в основном те же проблемы, что и коллег из России: все лето полыхают туры по всем направлениям, беспокоят визы. Но есть и местная специфика. Обзор самых интересных тем – в дайджесте.
К середине июля в среде украинских туроператоров возникло вполне осознанное желание подкорректировать полетные программы хотя бы в Грецию, где ценовая планка упала до неприличных значений. И вот «Музенидис» убрал чартер из Луганска, уменьшил количество вылетов из Харькова, а NewsTravel с JoinUp! объединили свои программы на Халкидики. Однако это не изменило общую ситуацию, поскольку сокращать Грецию, по мнению экспертов, надо было всем игрокам и как минимум в два раза. Запланированные объемы в 200 тыс. кресел (в прошлом году эта цифра не превышала 100 тыс.) Украине оказались не по зубам. Если бы еще не было других горящих направлений, то можно было бы это переварить, но получилось так, как получилось, констатируют эксперты.
К августу украинские туристы разбаловались настолько, что недельные туры за €100 (в Грецию или Болгарию), за €150 (в Испанию или Тунис) и за €200 (в Хорватию или Черногорию) стали восприниматься ими как нечто само собой разумеющееся.
Еще одной неприятной тенденцией стали задержки документов в консульствах. Визовые авралы по многим направлениям сделали девизом сезона фразу «документы получите в аэропорту». Больше всех и тут отличились греки, которые начали выдавать паспорта накануне вылетов или за несколько часов до них. Профильные менеджеры устали жаловаться, как в очередной раз до полуночи дежурили под дверями консульства, а по пути в аэропорт обнаруживали, что фото одного из детей вклеено в паспорт другого. «Греки стараются, работают по выходным, но визовый центр и шквал заявок их подкосили, – говорит один из менеджеров. – Обстановка такая, будто завтра конец всему.
Я на днях получала документы практически перед вылетом и успела забежать в здание аэропорта за три минуты до окончания регистрации… Пока искала своих туристов – поседела».
Кроме рабочих моментов лета украинская туротрасль обеспокоена зимними перспективами. После ухода «Аэросвита» в сегменте дальнемагистральной перевозки образовался пугающий вакуум. Многие заранее переживали, что возить украинцев в Таиланд, Индию и Вьетнам будет не на чем. Предрекали, что МАУ (фактический преемник «Аэросвита») возьмет в лизинг бывший аэросвитовский флот и заломит за перевозку такие цены с такими штрафами, что проще будет сразу отказаться.
Но в конце июня вдруг стало понятно, чтона дальние направления из Украины собираются выйти не только МАУ с «Розой Ветров», но и «ЮТэйр-Украина» и «Авиалинии Харькова» (последние – в связке с «Пегас Туристик»).
«Конец монополии и да здравствует конкуренция!» – обрадовались все. Но потом забеспокоились: если все обещанные борта полетят, без демпинга опять не обойдется.
В довершение всего, с 16 января 2014 года в Украину обещает открыть рейсы Emirates, у которой удобные стыковки по всем экзотическим направлениям и отличные шансы откусить кусок от украинского дальнемагистрального пирога. А учитывая, что на эмиратском направлении и без того намечалась кровавая битва (Fly Dubai, Air Arabia, МАУ и Wizz Air Ukraine заявили более 50 рейсов в неделю только из Киева), дополнительный игрок только усугубит ситуацию.
И о веселом: фишкой сезона в Украине стало повальное увлечение рейтингами. Недоумение вызвала попытка портала «Биржевой лидер» сравнить туроператоров по количеству запросов в «Яндексе»: в рейтинг самых популярных не попали крупнейшие игроки, зато там оказался разорившийся год назад «Проланд». Но самым громким оказался онлайн-рейтинг «лучших туроператоров», проведенный порталом «Дело».
Голосовать мог любой, и группы поддержки ТО, вооружившись смартфонами, накликали себе столько «уникальных» голосов, сколько могли.
Так как субъективность результатов была слишком очевидна, организаторы устроили второй тур и попросили десяток экспертов оценить первые 35 туркомпаний рейтинга, исходя в том числе из их надежности. При этом в пул судей попали не только люди из туризма, но и банкиры, специалисты по недвижимости и даже спортсменка-прыгунья. Как именно они оценивали надежность украинских ТО, осталось загадкой. Впрочем, победители все равно остались довольны.



