logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 04 октября 2013

Что по силам Турпомощи?

Прошел ровно год, как Минкульт опубликовал проект постановления Правительства о правилах оказания экстренной помощи туристам за рубежом. Документ утвердили практически без изменений, поэтому 15 октября вполне можно считать днем рождения Турпомощи. Отметим это конструктивно - анализом, что получилось, а что могло бы получиться.

Прошел ровно год, как Минкульт опубликовал проект постановления Правительства о правилах оказания экстренной помощи туристам за рубежом. Документ утвердили практически без изменений, поэтому 15 октября вполне можно считать днем рождения Турпомощи. Отметим это конструктивно – анализом, что получилось, а что могло бы получиться.

Что по силам Турпомощи?

Структура спящего режима

Получилось то, что хотели получить: принудительно-добровольное сообщество туроператоров по выездному туризму (по состоянию на середину октября – 1994 члена), формальными учредителями которого стал 31 ТО. Управление между общими собраниями осуществляется наблюдательным советом, функции контроля возложены на ревизионную комиссию. Исполнять коллективную волю призвана администрация в лице главы Турпомощи и его зама. Словом, велосипеда не изобретено: структура похожа на КПСС. Есть и свое «золото партии» – компенсационный фонд, в котором на сегодняшний день лежит 198 млн рублей. Средства, как известно, могут расходоваться только в исключительных случаях, строго определенных отраслевым законом. Таких случаев за год работы Турпомощи, слава Богу, не наблюдалось.

Чем же занималась 12 месяцев организация, существующая на деньги своих членов (напомним, кроме обязательных взносов члены ассоциации выделяют на административные расходы ассоциации еще по 10 тыс. рублей ежегодно)? Справедливости ради надо отметить, что руководство Турпомощи несколько раз участвовало в разрешении конфликтов, когда туристы по вине туроператора не могли вернуться с курортов («Черри-тур») или когда такая угроза возникала («Асент Трэвел»). В этих случаях администрация задействовала, так сказать, административный ресурс, выступая в качестве координационного центра, с помощью Ростуризма привлекая к решению проблем авиаперевозчиков, операторов, отельеров.

И все? Наверное, нет. Требует большой бумажной работы функционирование аппарата. К тому же надо заняться прогнозами по объемам расходов фонда в случае очередного краха очередного крупного ТО. И не забыть о переговорах с банками, где должны будут разместиться средства фонда. Но почему-то никто не хочет видеть главного: в руках «сообщества поневоле» оказался мощнейший рычаг, который способен если и не перевернуть мир, то навести порядок в туристической отрасли.

Соловьи в клетке не поют

Причем многое можно сделать уже в существующих законодательных рамках. Ну, например, установить единые правила и стандарты деятельности членов ассоциации, унифицировать взаимоотношения с агентствами, разработать типовой договор с авиаперевозчиками, в котором оговаривались бы вопросы тарифов, штрафов, доплат. Можно предположить, что такое коллегиальное соглашение в интересах многих членов Турпомощи. Но, как говорится, человек лишь предполагает, а Бог располагает. В первую очередь бросается в глаза отсутствие вожаков, которые могли бы организовать движение. Был один, бывший глава ассоциации, Эдуард Кузнецов, но, будучи непонятым, как Чацкий, ушел, «нашел, где оскорбленному есть чувству уголок». Утопией назвал превращение Туропомощи в полигон для отраслевых реформ и председатель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. На данном этапе, во всяком случае. «С одной стороны, Турпомощь – уникальный продукт нашего законодательства. Операторам много раз намекали на необходимость создания саморегулируемой организации, дающей ее членам возможность сообща защищать свои интересы и интересы рынка. Не вняли. И тогда их объединили насильственным путем под угрозой закрытия бизнеса. Казалось бы, получилась идеальная площадка, консолидирующая большинство участников рынка, и грех не воспользоваться возможностью расширения полномочий. Но, по моим оценкам, для принятия коллегиальный решений туристическое сообщество еще не созрело», – высказал свое мнение эксперт. Словом, соловьи в клетке не поют. Рушится и предположение, что уж где-где, а в сфере корпоративного наступления на кабальные условия авиаперевозчиков туроператоры под общей крышей могут договориться. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что самостоятельно заказывают перевозку лишь немногие. Для большинства членов ассоциации по выездному туризму вопрос не представляет интереса.

Договориться пытались и пытаются

Здесь следует вспомнить, что инициативы участников туррынка выступить единым фронтом и своими руками навести порядок в отрасли предпринимались не раз. И ни разу не увенчались успехом – по разным причинам. Так, в начале 2010 года АТОР попыталась организовать наступление на демпинг, предложив туроператорам подписать Хартию поддержки агентского бизнеса, где прописывалось, какие меры поставщик турпродукта должен принимать в отношении недобросовестных ТА, увлекающихся непомерными скидками. Однако ФАС решительно забраковал идею, усмотрев в Хартии инструмент, разлагающий конкурентную среду.

Может быть, больше повезет другому проекту под названием «Альянс туристических агентств» (АТА), который был зарегистрирован 1 августа в Минюсте. Задачи те же, только с другой стороны: работа над созданием СРО агентского рынка, взаимодействие с туроператорами, разработка общих профессиональных требований к агентствам и т. д. То есть плацдарм для выработки стандартов лежит все-таки в области общественных структур, созданных на добровольной основе.

А Турпомощи пока суждено сохранить статус-кво в том виде, в котором она просуществовала год, – исправно собирать дань и наблюдать с пожарной вышки, не вспыхнет ли где.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение