Туроператоры по ОАЭ подсчитывают убытки зимы-2012/13 и пытаются их минимизировать. Некоторые даже ведут переговоры с отельерами о возврате предоплат за недогруженные коммитменты. Все заранее понимали: сезон будет сложный. Но чтобы настолько…
Туроператоры по ОАЭ подсчитывают убытки зимы-2012/13 и пытаются их минимизировать. Некоторые даже ведут переговоры с отельерами о возврате предоплат за недогруженные коммитменты. Все заранее понимали: сезон будет сложный. Но чтобы настолько…
Объемы перевозки, заявленной на Эмираты, с самого начала выглядели запредельными. Принимающие туроператоры предсказывали, что «через месяц-полтора полетят головы». И добавляли: отельеры в эйфории от аппетитов российских ТО, которые вели контрактинг по принципу «всего и побольше» - ведь наполеоновские полетные планы предстояло обеспечить землей.
Пытались ли предприниматели соотнести предложение потенциалом спроса? Если да, то попали пальцем в небо. На направлении возник самый настоящий, классический кризис перепроизводства. Причем особенно остро он ощущался в региональных центрах: Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Казань просто захлебывались потоками SPO.
В частности, на ростовском рынке произошел троекратный рост объемов перевозки: на ОАЭ взлетели авиакомпании Air Arabia, «Трансаэро» и UTair, в общей сложности 6 рейсов в неделю. Год назад все туроператоры помещались на двух еженедельных бортах и грузились на «5+» - за пару недель до вылета свободных мест уже ни у кого не было. Теперь все летали полупустыми.
«А все потому, что туроператоры не смогли договориться, - считают наблюдатели. – «Натали Турс» забрала всю перевозку «Трансаэро». «Кораллу» и «Библио Глобусу» не хватило – и они поставили свои программы». В итоге не заработал никто.
В Екатеринбурге события развивались по похожему сценарию. Вместо шести еженедельных рейсов поставлено 12: «Уральские ал», Air Arabia, fludubai, Nordwind.
Семь рейсов – в Казани, пять – в Уфе, пять – в Краснодаре, четыре – в Минводах…
И все полупустые.
Ситуация сложилась критическая – настолько, что крупные амбициозные туроператоры пошли на сокращения перевозки и даже открыто об этом говорят.
Возвращаясь к теме переговоров с управляющими гостиниц по поводу возврата депозитов. Ни один туроператор официально не признает, что делал такие попытки. Но в кулуарах осенних выставок данную тему активно обсуждали все заинтересованные участники рынка. Будут ли отельеры возвращать кому-то живые деньги? Это вряд ли. Но могут зачесть какую-то часть прошлогодних предоплат в счет контрактинга на следующий сезон – конечно, не всем желающим, выборочно. Например, особо лояльным партнерам, которые активны в Эмиратах круглый год, а не только в зимний период.
К вопросу о следующем сезоне. Пока неясно, следует ли ожидать дальнейшей эскалации объемов перевозки. Аппетиты игроков меньше не становятся, но здравый смысл местами торжествует. Так, в начале марта туроператоры обсуждали возможность прихода в Москву арабского лоу-костера fludubai на фоне растущей активности Emirates. В конце марта появилась неофициальная информация о том, что fludubai все-таки не будет создавать конкуренции родственной авиакомпании. Конечно, целевая клиентура у них разная, но все же рынок-то… не резиновый.
Прямая речь
Анастасия Крыгина, менеждер местной турфирмы «Руссо Туристо» (Ростов-на-Дону):
«Эмираты действительно стали направлением массового спроса в нашем городе, составили конкуренцию Египту. Спецпредложений было очень много. Например, в феврале недельный тур на двоих с размещением в отеле 4* предлагался за 24.000 рублей. Но мы предупреждали клиентов, что их расходы на эмиратских курортах будут гораздо выше, чем в Египте или Турции».
Анна Подгорная, гендиректор «Пегас Туристик»:
«Мы оптимизировали региональные программы и для себя выровняли ситуацию. На Эмиратском рынке в этом сезоне случилось все плохое, что только можно себе представить. Жаль. Направление хорошее, продукт хороший… Продавать его по тем ценам, до которых опустился рынок, мы сочли для себя невозможным».


