Попрощавшись с «Асент Трэвел», туроператоры заканчивают приготовления к сезону. Какие перспективы?
Хорватия. Новые правила игры, конкурентная ситуация
Попрощавшись с «Асент Трэвел», о чьем банкротстве официально было объявлено 29 апреля, туроператоры по Хорватии заканчивают приготовления к новому сезону. Какие перспективы?

На старт, внимание…
Запредельно жесткие условия гостиничного контрактинга и профицит перевозки – вот факторы, которые не оставили «Асенту» шансов на выживание и обернулись значительными убытками для всех участников рынка. К примеру, владельцы компании «ПАКС», а она исторически была лидером на хорватском рынке, после сезона-2013 серьезно озадачились поиском стратегического инвестора. И даже чуть было не ударили по рукам с Михаилом Шамановым, который формирует пул туроператоров вокруг а/к «Оренбургские а/л» и ранее уже купил «Лабиринт».
Сделка с «ПАКСом» не сложилась.
В итоге «ПАКС» заметно сократил активность на своем базовом летнем направлении. Если по правде, то ужались и все остальные, хотя они в этом и не признаются.
Но надо принимать во внимание, что на Хорватию вышел тот самый «Лабиринт» с инвестиционной подпиткой от Михаила Шаманова (хотя сам он ее наличие не подтверждает и вообще ничего не комментирует). Да и «Библио Глобус», который в прошлом году дебютировал на этом рынке, усиливает там свое присутствие. Что же, мы снова станем свидетелями конкурентной войны, в которой не может быть победителей?
У экспертов более позитивный прогноз.
Хорваты пошли навстречу
Позитив обусловлен тем, что все игроки – в том числе новые – взвешенно подошли к гостиничному контрактингу, старались не перебрать с объемами. Об этом говорит, в частности, Микаэль Даниэлян, который представляет в России хорватскую гостиничную цепочку Maistra Hotels & Resorts.
Кроме того, туроператоры в переговорах с управляющими отелей заняли принципиальную позицию: традиционную систему коммитментов бэк-ту-бэк пора менять.
Управляющие большинства цепочек пошли навстречу, говорит Ольга Войкина, руководитель профильного департамента компании «Лабиринт», известный специалист по Хорватии (до «Лабиринта» вела это направление в «Эрцоге»). Только Plava Laguna по-прежнему настаивает на фиксированных квотах со 100-процентной финансовой ответственностью, и на других условиях получить там выгодные условия нереально. Остальные сети согласились на элотменты по приемлемым тарифам.
Разницу в ценах элотментом и коммитментом сократили раза в три. «Это главное, за что все мы годами боролись на хорватском рынке».
Директор по маркетингу TUI Russia & CIS Ивор Вукелик добавляет, что большинство отелей пошли на уступки по прошлогодним обязательствам, которые в силу объективных причин не могли быть выполнены. Недогруженные квоты распределили на несколько сезонов вперед. «С отельерами сейчас ведется диалог, и это достижение», – отмечает г-н Вукелик. По его мнению, гостиницы не имеют особых проблем с загрузкой – получают стабильные потоки клиентуры из Германии и с других рынков. Но они поняли, что за Россию имеет смысл бороться. «100 тысяч российских туристов приносят такой же доход, как миллион немцев, которые крайне мало тратят на курортах», – говорит эксперт.
Терпение, коллеги!
Итак, риски по отелям сейчас совместимы с жизнью. Что касается перевозки, направление стартует с того объема, какой мы имели на финише прошлого сезона после всех сокращений.
Возьмем для примера маршрут Москва – Пула. Есть три еженедельных регулярных рейса S7, на которых никто блоков брать не стал. Есть две чартерные частоты «Трансаэро», блочники – «Библио Глобус» и «ПАКС». Заявлена программа «Оренбургских а/л», с аналогичной периодичностью, грузить ее будет в основном «Лабиринт». Два еженедельных борта MetroJet – перевозка TUI. Плюс такой же объем «Ямала», среди блочников которого называют компанию «ПАКС». А в прошлом году были еще «Уральские а/л» с «Асентом», авиакомпания «ВИМ-авиа», которую потом за ценовые сюрпризы меняли на Red Wings…
Объемы тех программ, которые сейчас возобновляются, в целом на старте лета-2013 были больше.
Аналогичная ситуация по другим авиационным маршрутам хорватского рынка. Везде сокращения. А на Задар в этом сезоне вообще никто не летит, раньше этот регион возделывали «Асент Трэвел» и «ПАКС».
По мнению экспертов, общий объем перевозки на направлении сейчас более или менее адекватен потенциалу спроса. «Есть только риск, что неопытные игроки искусственно создадут проблему – начнут снижать цены до того, как в этом возникнет реальная необходимость», – говорит Ивор Вукелик. Надо понимать, что Хорватия всегда активно продается в режиме last minute, добавляет эксперт.
Надо выжидать.



