В этой статье речь пойдет о европейских направлениях, на которых меняется конъюнктура: новые сюжеты в конкуренции, новые риски. И – новые возможности. Самое интересное: кто окажется в плюсе?
В этой статье речь пойдет о европейских направлениях, на которых меняется конъюнктура: новые сюжеты в конкуренции, новые риски. И – новые возможности. Самое интересное: кто окажется в плюсе?
Франция + массовка
Пожалуй, самая захватывающая интрига развивается сейчас во Франции. Это направление исторически контролировали два перевозчика – «Аэрофлот» и Air France. Но, как известно, в прошлом году, на волне демократизации в российской авиатранспортной сфере, на Париж начала летать «Трансаэро». А с противоположной стороны в игру вступила компания Aigle Azur.
Результаты и последствия проявились в осенне-зимнем сезоне. Вновь прибывшие перевозчики не стали ронять ценовую планку на розничном рынке (яркие SPO для прямых клиентов были только в короткий период промо-рейтов). Но наблюдатели не сомневаются, что «Трансаэро» обеспечила беспрецедентно низкие блочные тарифы отдельным участникам рынка. По крайней мере, у туроператоров, которые с подачи этого перевозчика вышли на рынок, - «Трансаэро Турс», «Библио-Глобус», «Натали Турс», - пакетные прайсы оказались рекордно низкими. Семидневный тур с наиболее экономичным размещением можно было купить за 500, а в отдельные даты – и за 450 евро, при том что раньше аналогичный продукт продавался не дешевле 650-700 евро.
Игроки французского направления чувствуют острейшую конкурентную угрозу и должны как-то отвечать.
«Аэрофлот» и Air Farance - не союзники старожилам в противостоянии с агрессивными операторами поточного туризма. Конечно, это авиакомпании не будут подстраивать тарифную политику под изменившуюся конъюнктуру туристического рынка. Что касается российского нацперевозчика – он вообще на французском направлении полностью переключился на прямые продажи: Париж не вошел в число направлений, выставленных на февральский электронный аукцион по блокам мест на лето-2013.
Конечно, туроператоры разочарованы этим демаршем «Аэрофлота» и в кулуарах рынка даже упрекают его в предательстве. «Он, понимаете, больше не нуждается в поддержке блочников. После стольких лет сотрудничества!..»
Зато в поддержке явно нуждается Aigle Azur, которая только начинает осваивать российский рынок. На нее-то и делают ставку игроки французского направления, не вхожие к «Трансаэро». Между прочим, это старейшая авиакомпания Франции, с хорошим парком и более высокими стандартами сервиса, нежели Air France. (Просто для иллюстрации: Aigle Azur предлагает на борту горячее питание в эконом-классе, тогда как французский нацперевозчик давно ограничивается холодным.)
«Французский перевозчик предложил вполне конкурентные оптовые тарифы, - говорит Илья Иткин, гендиректор PAC Group. – Но сотрудничество предполагает значительные риски со стороны туроператоров: большие объемы, жесткие блоки не только по востребованным субботним дням, но и в будни, когда рейсы грузятся сложнее».
Компании, которые могут себе позволить участие в этой игре, замкнут на себе массовые туропотоки во Францию, привлекут на направление новую клиентуру и начнут вытеснять с него мелких и средних ТО.
Ценовая демократизация «грозит» не только экскурсионному, но и пляжному сегменту данного рынка. Уходит в прошлое гегемония «Аэрофлота» на направлении Москва – Ницца, который на этом высокорентабельном направлении всегда вел только пярмые продажи. Летом на Ниццу взлетает Aigle Azur, планировать выполнять четыре еженедельных рейса.
Чехия + новые курорты
На чешском рынке расклад сил по перевозке пока не определился. Ясно только, что по Праге туроператоры сделают ставку на Czech Airlines, поскольку «Аэрофлот» данный маршрут на февральский аукцион не выставил. На момент подготовки этой статьи туроператоры готовились к торгу за Карловы Вары, и было очевидно, что тут возможны самые разные сюрпризы. Почему-то именно на данном маршруте цена периодически зашкаливает и происходит переигровка.
Впрочем, это тема следующего выпуска «ГЛ». А сейчас – о событиях в сфере наземки.
В борьбу за клиентов из России вступают чешские курорты, которые раньше принимали только самих чехов – главным образом, по социальным программам. В плане комфорта они тянут максимум на 3*, но лечебную базу имеют достойную и вполне могут найти своего пациента – при условии вложений в технологии продаж, маркетинг и русскоговорящий персонал. Самым передовым в этом плане выглядит курорт Константиновы Лазне, его включили в ассортимент на лето-2013 большинство российских турфирм, оперирующих по Чехии.
«Достойная здравница кардиологического профиля – непритязательная, но хорошо оборудованная, имеется даже своя реанимация, что вообще редкость. Если клиентам нужны не красивые портьеры на окнах и не светская жизнь, как в Карловых Варах, то Константиновы Лазне – вполне подойдут», - комментируют эксперты.
Что касается самих Карловых Вар, там есть две проблемы. «В некоторых санаториях, разбалованных высоким спросом, явно снижается качество питания и медицинского обслуживания, - говорит Людмила Блинкова, руководитель профильного департамента «Веди Тур групп». – А там, где управляющие держат марку, в высокие даты остро не хватает номерного фонда. Нужны альтернативы. Кстати, если не подтверждаются Карловы Вары, то теперь мы можем предлагать на замену Марианские Лазне. Этот курорт, который раньше специализировался на мочевыводящей системе, недавно прошел сертификацию на лечение широкого перечня заболеваний».
Впрочем, очень многие клиенты едут на воды в Чехию не столько для поправки здоровья, сколько ради особой атмосферы, курортной тусовки. Отдых в Карловых Варах для таких пациентов – элемент образа жизни, и они не готовы рассматривать альтернативные предложения. В прошлом году многие слишком поздно прислали заявки на бронирование, были вынуждены корректировать даты отпусков. И теперь, наученные опытом, «проснулись» гораздо раньше. Туроператоры по Чехии отмечают растущую глубину продаж: уже в январе поступали брони на август, сентябрь и октябрь.
Венгрия + чартер
Туроператоры венгерского направления обсуждают новый транспортный проект. Есть близ озера Балатон аэропорт Шармеллек, который этой зимой был впервые задействован под чартерную программу.
Решено повторить эксперимент в летнем сезоне. Смысл есть: благодаря чартеру удастся в разы сократить продолжительность трансфера на курорты Хевиз, Шарвар, Тапольца, Бюкфюрдё, Залакарош и др. Этот рейс можно будет задействовать и для организации туров в соседнюю Словению. Сейчас российские туристы добираются на автобусах в эти регионы порядка двух с половиной часов из аэропортов Будапешта, Братиславы или Вены. Все три пункта равно удалены от здравниц западной Венгрии. Правда, есть разница в экономике программ. Потому что на маршруте Москва – Будапешт после банкротства Malev солирует «Аэрофлот», а он, как известно, ценит себя достаточно высоко.
Представьте, многие клиенты из экономии теперь едут в столицу Венгрии через ту же Братиславу – рейсами UtAir. А ведь это предполагает 250-километровый трансфер. И туроператоры еще умудряются втиснуть в пакет обзорную экскурсию по Братиславе, чтобы скрасить туристам неудобства клиентов. Они – ТО – любят возить клиентов через Братиславу еще и потому, что перевозка UtAir позволяет формировать туры любой продолжительности без увеличения цены. С «Аэрофлотом» же любой шаг влево – вправо предполагает дополнительные расходы.
Окольные пути на Будапешт летом-2013 становятся еще более актуальны, поскольку услуги нацперевозчика дорожают. «Аэрофлот» прекращает блочные продажи по Будапешту, предлагает заказчикам работать по туроператорским тарифам, а те, как известно по опыту, периодически оказываются на уровне цен в свободной продаже.
Вот так все непросто с перевозкой на Венгрию. Тем не менее турпоток на направлении растет. Летом-2013 консульство даже не справлялось с потоком заявлений от аппликантов и для скорости начало выдавать трехмесячные мультивизы. Это была хорошая практика, отмечает Татьяна Темнышова, главный специалист по Венгрии «Амиго Турс». По ее наблюдениям, в прошлом сезоне на направлении увеличилось количество репитеров, а туроператорам было проще продавать подгорающие туры: обладатели мультивиз, видя выгодные предложения на ближайшие даты, быстро собирали чемоданы и вылетали в Венгрию.
Завершая разговор об этой стране, отметим: на этом направлении пользуются растущим спросом программы с железнодорожной перевозкой. То ли количество людей с аэрофобией растет, то ли они стали больше путешествовать, но туры «Амиго» через Будапешт в Хорватию разлетаются на ура.
И плюс любовь к русским
Эксперты европейских направлений отмечают общую тенденцию: наша страна становится ключевым поставщиком туристов для отелей и санаториев. Что бы там ни говорили на интернет-форумах о специфике российской клиентуры.
«Раньше в SPA-центрах Aldemar самыми многочисленными посетителями были французы, но в прошлом году на первое место вышли россияне, - говорит Наталья Солнцева, советник по маркетингу и продажам Aldemar Hotels and Spa греческой отельной сети».
Замечено: как только управляющие отеля осознает потенциал российского рынка, они начинают адаптировать сервис под наших соотечественников. Александр Демин, коммерческий директор «Вам Тур», приводит пример: «Талассо-центр и клиника эстетической медицины Марина д'Ор. Раньше обслуживал главным образом испанцев. Недавно начал принимать россиян и оказалось, что это весьма выгодная клиентура. Денег не жалеет, заезжает не на выходные, а на две-три недели. К новому сезону на курорте появился русскоговорящий персонал, сформированы специальные предложения – с питанием all inclusive, экскурсиями и бонусами».
Что и говорить, все меняется, когда приходят они. Русские туристы.



