Как устроен туристический бизнес в стране, с которой у России нет дипломатических отношений?
Между нашими двумя странами нет дипломатических отношений. Но туризм есть. Он упрямо пробивается сквозь жесть большой политики. Туристы из России – все более частые гости в Грузии. А два наших оператора-тяжеловеса в этом сезоне конкурируют за грузинскую клиентуру на выездных направлениях.

За знакомство!
Курорты Батуми, Кобулети, Уреки, здравницы Боржоми, Цхалтубо, Саирме когда-то ассоциировались с элитным отдыхом. А сегодня не только обычным путешественникам, но и большинству специалистов российского туризма надо узнавать Грузию заново.
Ну что же, для знакомства – несколько фактов и цифр, характеризующих местный рынок.
Как сообщили «ГЛ» в отделе статистики государственного Департамента по развитию туризма Грузии, в стране на данный момент зарегистрированы 205 коммерческих организаций, у которых в числе видов деятельности значится туризм. Из них 182 базируются в Тбилиси.
Разделение на туроператоров и турагентов отсутствует, лицензирования тоже нет, и вообще, зарегистрировать турфирму очень просто.
«Никакой бюрократии, весь процесс занимает примерно час, - утверждает Теймураз Гетия, один из основателей и член совета директоров грузинской компании GTM (она единственная имеет представительство в Москве). – Ограничений нет, могут работать все желающие. Главное, не нарушать правила».
О каких правилах идет речь? В ответ на этот вопрос г-н Гетия рассказал, к примеру, о строгой финансовой дисциплине в грузинском бизнесе. Все расчеты – вбелую, зарплаты – тоже.
Между тем, на местном туристическом рынке – высокая ротация участников, отмечает Харун Туран, гендиректор компании Pegas Georgia. Компании открываются, закрываются, многие перерегистрируются раз в два года. Вполне обычная ситуация для отрасли, где отсутствуют какие-либо входные барьеры.
Определенной гарантией надежности для потребителя может служить только членство турфирмы в профессиональных альянсах. Их два: Ассоциация туризма Грузии (ATG) и Ассоциация туроператоров.
«Мы не принимаем в свою организацию новые фирмы, которые образуются на рынке в большом количестве, - говорит Ната Кванчантирадзе, руководитель ATG. – Сначала выдаем рекомендации, как работать, как найти партнеров, привлечь клиентов. И только потом, когда компания набирается опыта, она может стать членом Ассоциации».
На данный момент в ATG состоят 55 компаний, все это надежные и профессиональные участники рынка, утверждает Ната Кванчантирадзе.
За гостей!
Приоритетом государства является, конечно же, инкаминг. И, кстати, въездной турпоток в Грузию многократно больше, чем выездной. В 2013 году страну посетили 5.392.303 иностранных гостей (что на 22% больше, чем в 2012-м), из них процентов 60 – с туристическими целями. А местных жителей, которые побывали за границей, никто не считал. Примерное их количество в прошлом году составило 15-20 тысяч, как сообщили «ГЛ» в государственном Департаменте по развитию туризма.
Численность иностранных граждан, посетивших Грузию в 2013 г.
По данным государственного Департамента по развитию туризма Грузии
| Страна
| 2013 | 2012-2013, %
|
| Турция
| 1597438 | 4% |
| Армения | 1291838 | 40% |
| Азербайджан | 1075857 | 15% |
| Россия | 767396 | 49% |
| Украина | 126797 | 66% |
| Иран | 85598 | -5% |
| Ирак | 41239 | 494% |
| Израиль | 39922 | 29% |
| Польша | 36946 | 80% |
| Германия | 30815 | 17% |
В таблице – десятка стран, граждане которых – самые частые гости в Грузии. Цифры по российским меркам скромные, но динамика роста потоков за последние два года – колоссальная. Так, в 2013 г. Грузию посетили 767.396 наших соотечественников, что на 49% больше, чем годом ранее.
Причина вполне очевидна: в 2012-м эта страна отменила для нас визы – между прочим, в одностороннем порядке. То есть упразднился главный барьер на пути развития туризма. Остался, правда, целый ряд других факторов, не позволяющих в полной мере использовать потенциал спроса.
Прежде всего, негативные стереотипы в массовом сознании.
«У нас до сих пор считается, что в Грузии небезопасно, - говорит Ирина Медведева, главный специалист по СНГ компании «Ванд-Интернешнл». – Могу заверить, что это не так. Обстановка совершенно спокойная и очень доброжелательная. В прошлом году, когда я впервые побывала в Тбилиси, меня спрашивали на улицах:
«Откуда вы? Неужели из России?! Наконец-то вы до нас доехали!» А однажды ко мне подошел полицейский – просто поинтересовался, все ли хорошо».
В России такой вопрос, пожалуй, заставил бы напрячься, а в Грузии это воспринимается как одно из проявлений заботы о гостях.
Дальше. Многие уверены, что туристическая инфраструктура Грузии еще не восстановлена. Опять же, неправда. При Михаиле Саакашвили (как бы кто к нему ни относился) все экскурсионные зоны приобрели ухоженный вид, были сделаны серьезные инвестиции в гостиничный бизнес. Отстроились три современных горнолыжных курорта. Налет «советского прошлого» до сих пор чувствуется только в санаторных комплексах – Боржоми, Цхалтубо, Саирме и др. Хотя лечебная база функционирует, по всему видно: деньги сюда еще не дошли. Но это лишь дело времени.
За доступную перевозку!
Еще один фактор, препятствующий развитию турпотоков, - высокая себестоимость туров в Грузию. Возьмем для примера самую ходовую программу продолжительностью 4 дня /3 ночи при 2-местном размещении в отеле 3* (не в самом популярном районе Тбилиси). Она стоит от 35.000 руб. в низкий сезон, и такая цена обусловлена, в первую очередь, дефицитом и дороговизной перевозки.
На маршруте Москва – Тбилиси работают грузинская авиакомпания Georgian Airways и наша S7, обе летают чуть ли не со 100-процентной загрузкой, и тарифы у них начинаются от $500 (туда и обратно). Предполагалось, что в апреле к ним присоединится «Аэрофлот»; экономичных тарифов от него, конечно, не ждали, однако надеялись, по крайней мере, на некое конкурентное оживление. Но и этого пока не случилось: старт российского нацперевозчика откладывается на лето.
Раньше туристы ради экономии ехали в Грузию через Украину: из Киева можно долететь в Тбилиси рейсом Wizz Air за 50 евро в один конец. Но этот путь для наших соотечественников на неопределенное время отрезан. Некоторые теперь летают через Минск, Ереван – получается дешевле, чем напрямую из Москвы. Но при таких транспортных развязках говорить о серьезном турпотоке не приходится.
Что касается грузинских отелей, они тоже, между прочим, недешевы. Например, 2-местный стандартный номер в гостинице 3* - добротной, но расположенной не в историческом центре Тбилиси, стоит от $100 за ночь.
Словом, по деньгам Западная Европа для россиян пока доступнее, чем Грузия.
Чтобы оптимизировать экономику программ, шесть российских ТО - «Алеан», «Астравел», «Русский Экспресс», «Тревелсистем», «Мультитур» и UTS Trave – создали пул, выбрали себе единого принимающего партнера, GTM и теперь совместно комплектуют группы. Начинание хорошее, однако для радикального снижения ценовой планки на направлении нужна чартерная перевозка. Только кто рискнет?
Так или иначе, экономические соображения не для всех и не всегда оказываются на первом плане.
Богатейшая экскурсионка, природные красоты Кавказа, уникальные возможности для оздоровительного отдыха, легендарное гостеприимство народа, винодельческие традиции и любимая многими кухня страны... Легальный игорный бизнес. Ностальгия, наконец. Все это влечет россиян в Грузию.
Многие из них звонят в турфирмы только для того, чтобы проконсультироваться и «прощупать» цены, а потом бронируют услуги напрямую в интернете. Поэтому операторы делают ставку на экскурсионку – единственный формат, где клиенту сложно обойтись без профессионального содействия в организации путешествия.
Интересный момент: российские эксперты, которые занимаются отправкой в Грузию, обычно не рассказывают, кто у них принимающий партнер. Коммерческая тайна. Рынок еще настолько для нас новый, что знание надежных DMC на той стороне – уже конкурентное преимущество.
А вот сами грузинские туроператоры более открыты. Например, топ-менеджер компании GTM Елена Киртадзе, не побоявшись прорекламировать конкурентов, высказала корреспонденту «ГЛ» свое экспертное мнение о том, кто из туроператоров в Грузии лидирует в сфере инкаминга. Вот ее личный рейтинг: Georgian Discovery Tours, Caucasus Travel, GTM, Visit Georgia, Explore Georgia, «Калипсо».
Все эти компании в свое время сделали основную ставку именно на прием клиентов в Грузии, выездом занимаются постольку поскольку – больше перепродают чужой продукт. И выясняется, что это как раз самая правильная политика. Потому что в аутгоинге сейчас появились крупнейшие туроператоры из России, которые играючи переделывают этот рынок под себя.
За конкуренцию!
Странами массового выездного туризма здесь можно назвать Турцию, Египет, ОАЭ. Пул местных туроператоров - Intercontinental, All Tours, «Капитан+», Turi.ge – традиционно поднимают чартеры а/к Airzena на турецком и египетском направлениях. По Эмиратам есть блочная перевозка Fly Dubai.
В этих условиях компания «Пегас» прошлым летом открыла туроператорский офис в Грузии. Подняла чартеры в Турцию и Египет. В результате ценовая планка на направлениях, как говорит Харун Туран, снизилась процентов на 15-20%, и Тбилиси стал мини-хабом, через который полетели за границу не только грузинские клиенты, но также туристы из Азербайджана и Армении, где пока выше тарифы и меньше вариантов перевозки. В этом году «Пегас» резко увеличивает частоту рейсов и продолжительность программ.
И еще новость – летом в Тбилиси дебютирует Coral Travel. Презентовал свой офис в середине апреля, заявил рейсы а/к Pegasus Airlines в Турцию, периодичность пока – 2 раза в неделю.
Присматриваются к грузинскому рынку и другие туроператоры. Не всегда они несут местным игрокам конкурентную угрозу, порой речь идет о сотрудничестве. Владелец Art Tour Дмитрий Арутюнов, например, был в Тбилиси на весенней выставке, продвигал свою принимающую структуру в Дубае среди местных производителей туруслуг.
Но в целом давление со стороны российских тяжеловесов, которые активно ищут для себя новые рынки сбыта, будет только усиливаться.
Эксперты из Тбилиси комментируют ситуацию сдержанно. Если ценовая планка неизбежно продолжит снижаться – что ж, пусть иностранные туроператоры дотируют отдых грузинских клиентов. А местные дистрибьюторы на этом заработают. Вот такое философское отношение к бизнес-реальностям.



