Ценовая нестабильность на мировом топливном рынке провоцирует постоянное удорожание транспортных услуг и рикошетом бьет по туротрасли. Из-за повышения цен на авиационный керосин перевозчики вводят топливные надбавки или как-то иначе индексируют тарифы, вынуждая партнеров-туроператоров идти на такие же непопулярные меры.
Из истории вопроса:
Ценовая нестабильность на мировом топливном рынке провоцирует постоянное удорожание транспортных услуг и рикошетом бьет по туротрасли. Из-за повышения цен на авиационный керосин перевозчики вводят топливные надбавки или как-то иначе индексируют тарифы, вынуждая партнеров-туроператоров идти на такие же непопулярные меры.
А хуже всего приходится агентам, ведь именно они, в конечном счете, объясняются с недовольными туристами. Хотя сами слабо ориентируются в ситуации, не вполне понимая, почему у одних поставщиков пресловутая надбавка составляет 70 у. е., у других – 20, а у третьих ее вроде бы нет вообще.
Авиакомпании. Кто больше
На самом деле реагируют на удорожание керосина все перевозчики. Но каждый делает это по-своему, исходя из общей конкурентной ситуации и собственного положения на рынке.
Например, заместитель гендиректора по планированию и коммерции «ВИМ-авиа» Борис Шокуров сообщил «ГЛ», что его авиакомпания не вводит топливный сбор отдельной строкой. Чтобы не заострять внимание на проблеме, она «аккуратно корректирует тарифы в тот момент, когда это наименее болезненно для заказчиков». Такая осторожность вполне понятна: «ВИМ-авиа» всего лишь первый сезон активно работает с партнерами из туристической среды, а потому стремится укрепить новые деловые связи без резких ценовых движений.
Большинство же авиаперевозчиков придерживается другой политики – взимают с клиентов и партнеров топливный сбор – от 5 до 20 у. е. в зависимости от продолжительности маршрута. Так действуют, к примеру, «Аэрофлот», «Пулковские авиалинии», «Сибирь», «Трансаэро», «Пермские авиалинии», «Аэрофлот-Дон». Первые три компании из перечисленных, примерно в одно и то же время объявив о введении надбавки (10–20 у. е.), даже навлекли на себя подозрения в ценовом сговоре. В данный момент ими занимается Федеральная антимонопольная служба.
А вот «Уральскими авиалиниями» представители упомянутого ведомства пока не заинтересовались, хотя именно этот перевозчик, по мнению партнеров из операторской среды, ведет себя как настоящий монополист. Размер топливного сбора у него доходит до 75 у. е., причем зависит даже не от себестоимости рейса, а от его востребованности у потенциальных пассажиров. Например, по одинаковой (самой высокой) ставке индексируются цены на билеты из Екатеринбурга в Египет и Китай, хотя до Хургады лететь 4,5 часа, а до Тяньцзиня – 9. Уральские турфирмы в интервью «ГЛ» единогласно назвали такой подход необоснованным. Но авиакомпания, которой в регионе практически нет альтернативы, может позволить себе многое.
С другой стороны, эксперты от авиации считают, что обычных 20-долларовых надбавок недостаточно для покрытия расходов на постоянно дорожающий керосин. «За минувший год цена на него возросла на 40%. Сейчас топливная составляющая доходит до 60% от цены билета, тогда как в 90-е гг. она не превышала 30%, – посетовал пресс-секретарь а/к «Аэрофлот-Дон» Константин Деревянко. – Фактически деньги пассажира работают не на авиаторов, а на нефтяников».
Туроператоры. Заднее число
Наиболее остро ценовые маневры перевозчиков воспринимаются в горнолыжном секторе туристического рынка.
Дело в том, что тарифы на зимний сезон, стартующий в конце декабря, здесь заявляются еще летом, примерно тогда же идут и первые бронирования. Высокая глубина продаж – явление безусловно позитивное – в условии скачущих цен на топливо создала проблему: чартерные тарифы, заложенные в новогодние пакеты в июле – августе, к зиме безнадежно устарели. К тому же первоначально туроператоры определяли цены на глазок, потому что реальных зимних прайсов от авиакомпаний тогда еще не видели (чартерные контракты подписывались в октябре – ноябре). И вот результат: ближе к высокому сезону некоторые турфирмы сделали вывод, что изначально заявленные пакетные цены надо повышать – и по проданным турам тоже. В частности, UTE и «Джет Тревел» объявили тотальную индексацию своих тарифов на туры в Австрию и Францию. Проще говоря, они предложили агентам добрать примерно по 20 евро с каждого реализованного пакета. Сумма для горнолыжного рынка небольшая, ведь новогодние туры здесь стоят тысячи евро. Но требовать с клиентов эти крохи задним числом – дело неблагодарное. Неудивительно, что многие турагенты, желая сохранить реноме в глазах заказчиков, предпочли оплатить дополнительно выставленные счета из собственного кармана.
«Я понимаю, что подобные меры не прибавляют популярности ни одному оператору. Но других вариантов у нас не было», – сказала в интервью «ГЛ» топ-менеджер UTE Ксения Рекшинская. В том же ключе высказался Максим Приставко, коммерческий директор «Джета».
Однако не все участники рынка решились на такие действия. «Асент Трэвел» ввел топливный сбор еще раньше, чем «Джет» и UTE, но только по незакрытым сделкам. Клиентам, которые на момент индексации полностью оплатили туры на декабрь – начало января, доплачивать ничего не пришлось. А «Капитал Тур» вообще не стал вводить надбавки в высокий сезон. «Я с самого начала закладывал в пакеты транспортную составляющую с учетом растущих цен на керосин, – сказал руководитель горнолыжного департамента компании Илья Гуральник. – Конечно, из-за этого первое время мои предложения выглядели не самыми конкурентоспособными, зато потом не пришлось брать с клиентов доплату».
Кстати, при обсуждении ценовой политики «Джета» и UTE в кулуарах рынка возникла такая версия: эти операторы тоже прекрасно понимали ситуацию на топливном рынке, но при формировании прайсов сознательно проигнорировали перспективу удорожания перевозки, чтобы выбросить на рынок продукт по максимально привлекательной цене и форсировать продажи. И добились, мол, хорошего объема, а если теперь кто-то из агентов недоволен – так это детали. К следующим пиковым датам все забудется. Кстати, по мнению Ксении Рекшинской, «агенты на горнолыжных турах зарабатывают больше, чем туроператоры. Рентабельность у розничной компании составляет в среднем 10%, а у ее поставщика не превышает 4–6%. Причем дополнительных заработков на курортах практически нет, Альпы – это вам не Египет и не Турция». Наверное, именно поэтому на горнолыжном рынке ценовая надбавка в 20 евро, объявленная задним числом, не послужила поводом для скандала.



