logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 16 мая 2014

Камни на шее

Как и почему в России меняется рынок выездного туризма

Насколько и почему сократится рынок выездного туризма

Рынок выездного туризма – в кризисе, подобного которому, возможно, еще не было. Глубину и продолжительность падения сегодня невозможно оценить, сразу несколько камней тянут отрасль вниз. Она непременно изменится в ближайшее время. Насколько?

Камни на шее

Рванувший евро

«Как и любой туроператор, мы всегда имеем в запасе две стратегии поведения: план А и план Б, – говорил 21 марта 2014 года на конференции Сети ТБГ гендиректор PAC GROUP Илья Иткин. – Сейчас, чувствуя стагнацию спроса, действуем по плану Б».

Хотя, судя по пугающе щедрым акциям раннего бронирования на лето-2014, предчувствие кризиса охватило игроков выездного туризма еще в конце прошлого года.

У «НТК Интурист» накануне Нового года курс фиксировался при оплате 50% цены летнего тура (остальные 50% надо было перечислить за два месяца до заезда). У TUI Russia – при первом платеже в 40% в случае бронирования до 30 апреля 2014 года (срок окончательной оплаты – до 31 мая, но не позднее чем за две недели до даты начала тура). С 15 декабря, когда акции раннего бронирования уже действовали, и до 30 апреля евро подорожал на 10%. Да, потери. Но в целом – терпимые, в рамках рисков.

Но к середине мая-2014 евро относительно рубля вырос на 23,7% по сравнению с тем же периодом годичной давности. Почти на четверть! Доллар – на 15%. Это значит, что в среднем потребительские возможности россиян сократились почти на 20%. Вряд ли план Б предусматривал такое. Не будет преувеличением предположить, что он был слишком оптимистичным для сегодняшней реальности, и теперь работа идет по планам В, Г, Д… Ну или должна вестись.

Вес камня: сокращение покупательской способности на 20%

Отвалившиеся силовики

С одной стороны, нынешнее ослабление национальной валюты не так страшно, как после дефолта 1998-го, когда рубль в момент рухнул втрое. С другой стороны, тогда дно было близким, от него оттолкнулись и выплыли. Сейчас падение продолжается, и ускорение ему придают не только валютные курсы, но и внешнеполитическая напряженность, угроза санкций со стороны Запада и «рекомендация» сотрудникам силовых ведомств не посещать страны НАТО.

Яркий пример того, как в одном городе могут пересекаться разные неблагоприятные для выездного туризма факторы, – морской Архангельск. В нем, вместе с атомным Северодвинском, живут около 540 тысяч человек. «Перевозки на выездные направления, не считая Крым, там в конце апреля было 6 тысяч кресел в неделю То есть, грубо говоря, летом надо оправить за рубеж 100 тысяч человек. Но, скорее всего, не у всех из них есть загранпаспорта, – рассуждает президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. – Вычтите из них военных, которым не рекомендовано отдыхать за рубежом, и получится, что местных жителей надо заставить слетать два раза за лето – за счет низких цен».

Во второй половине мая ценник на недельный отдых в испанской «трешке» на полупансионе упал до рекордно низкой отметки – 20–25 тысяч рублей за тур на двоих! Были аналогичные предложения по Турции и другим направлениям. Это цена сохранения прошлогодних объемов, сократившихся в том числе из-за потерянных для выездного туризма силовиков. Их, по оценкам, в России 4,5 миллиона – четверть от выехавших в 2013 году 18 миллионов россиян. Конечно, не все они отдыхали за границей – делим минимум на два. Но те, кто все же отдыхал там, вряд ли делали это в одиночестве, без членов семей – умножим минимум надвое.

Вес камня: минус 4,5 миллиона туристов в погонах

Присоединившийся Крым

Дополнительный камень на шее выездного туризма – ставший российским Крым. Не то чтобы до присоединения он был недоступен россиянам – у него есть своя верная армия самостоятельных туристов-дикарей. И не то чтобы остальные сейчас раскроют глаза, увидят его преимущества перед той же Европой и ринутся отдыхать в Крым. «Просто власти создадут такие экономические условия, которые начнут оказывать воздействие на рынок выездного туризма», – говорят туроператоры. Такие шаги уже предпринимаются: госдотации на авиаперевозку и единые билеты «автобус – паром – автобус» на полуостров, законопроекты об отмене 13-процентного НДС на туры по России и льготах для предприятий, финансирующих отдых сотрудников на курортах страны...

Пока туроператоры не склонны всерьез относиться к планам властей – обеспечить на острове отдых 8 миллионам россиян. «Но даже если оставить из этой PR-цифры полтора-два миллиона туристов, это будут серьезные объемы, и они должны откуда-то взяться», – полагают эксперты. По их мнению, Крым может оттянуть клиентуру с бюджетных выездных направлений, те, в свою очередь, – с более дорогих…

Вес камня: минус 1,5–2 миллиона отдыхающих в Крыму

Размер сокращения рынка

«Сокращаются все. Даже «Библио Глобус», – обозначает масштаб явления Екатерина Айзерман, замгендиректора «Солвекс Трэвел». – Сокращения идут на всех направлениях. Такие, что невозможно даже комментировать, хоть добавляй каждый раз: по состоянию на такую-то дату и час. И этот процесс продолжится».

В рубрике «Перекличка» на сайте HotLine.travel турагенты из самых разных городов России рассказывали о снятии полетных программ туроператорами и о том, где есть явный избыток перевозки и сокращения неизбежны в ближайшее время.

«Насколько надо сокращать полетные программы, учитывая все эти камни на шее выездного туризма?» – спросил корреспондент «ГЛ» г-на Воробьева.

«Если отказаться от демпинга и попытаться заработать – минимум на 40%», – ответил он.

Эту цифру можно воспринимать как размер сокращения выездного рынка летом-2014.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение