Представители главного музея-заповедника страны – о претензиях рынка
Представители главного музея-заповедника страны – о претензиях рынка
В феврале на ресурсах «БАНКО» вспыхнула дискуссия о драматичных отношениях между турфирмами и музейной администрацией Московского Кремля. Руководители компаний «Четыре сезона путешествий», «Русский ренессанс», «Интерс-Рус» рассказали о своих проблемах в онлайн-журнале HotLine.travel, статья называлась «Почему в Кремле издеваются над туроператорами?» Полный текст читайте здесь.
А в этой публикации – основные тезисы возмущённых туроператоров с комментариями от представителей музейной администрации Кремля – начальника экскурсионного отдела Валентины Кобриной и заместителя гендиректора по финансам Ирины Гречишниковой.
Претензии туроператоров
Политика музейной администрации Кремля вызывает недовольство у туроператоров, которые обслуживают в Москве отечественных клиентов, а не иностранцев. В сухом остатке (т. е. без эмоций) их претензии и вопросы таковы.
Кремль отказывается заключать с ними контракты на экскурсионное обслуживание, хотя с компаниями, которые поставляют зарубежную клиентуру, договорные отношения поддерживает. Откуда эти двойные стандарты?
Для компаний, принимающих иностранцев, у Кремля есть специальная система бронирования, где видно, какие квоты доступны в тот или иной день. Но фирмы, организующие поездки для россиян, вынуждены заказывать групповые экскурсии в общей системе вместе с частными лицами. Бронирование открывается за 17 дней до предполагаемой даты посещения, в полночь, при этом путёвок выставляется на продажу гораздо меньше, чем требуется потенциальным покупателям. Вопрос: почему Кремль отказывается предоставлять туроператорам с отечественной клиентурой такой же режим бронирования, как для компаний, принимающих иностранцев?
Почему оплата экскурсий возможна только в течение двух часов после бронирования и только по банковским картам? Почему Кремль отказывается выставлять туроператорам счета, как это было ранее?
Что касается самой этой общей онлайн-системы, внедрённой не далее как в декабре 2015 года: по словам туроператоров, она «сырая», сумбурная, брони регулярно слетают, оплата не проходит. Зачем её запустили в таком виде?
Почему туроператорам не разрешают привлекать для обслуживания российских групп аккредитованных гидов, которые проводят экскурсии для иностранцев? Возможно, это позволило бы принимать больше клиентов, если в Кремле не хватает собственных экскурсоводов.
Есть ещё масса других острых вопросов, говорят туроператоры, но если бы удалось решить хотя бы вышеперечисленные проблемы, то сотрудничество с Кремлём вышло бы на цивилизованный уровень.
Отвечает экскурсионная администрация Кремля
По словам Валентины Кобриной и Ирины Гречишниковой, три упомянутых туроператора и подавляющее большинство других компаний, которые работают с российской клиентурой, заинтересованы только в том, чтобы им предоставили путёвки в Кремль на короткие периоды высокого спроса – осенние, зимние и весенние школьные каникулы. А также по выходным (кроме летнего времени). Но в эти даты музей-заповедник работает на пределе своей пропускной способности, строго ограниченной. И предоставить кому-то гарантированные квоты, обделив всех остальных, музейная администрация Кремля отказывается. Она заключает договоры на каникулярные периоды только с теми турфирмами, которые официально обслуживают туристов по государственным целевым программам.
Со своей стороны, Кремль заинтересован в дополнительных турпотоках на любые даты, кроме трёх упомянутых пиков спроса. Но турфирмы ничего не предпринимают, чтобы направить музею-заповеднику российскую клиентуру в нужное ему время, говорят представители экскурсионной администрации.
Что касается операторов, которые обслуживают иностранных гостей, то у них периоды активности более продолжительные, они берут на себя и выполняют обязательства по квотам в нужные для Кремля даты. С этими компаниями сотрудничество складывалось годами, онлайн-система для них действует уже много лет. И сейчас быстро предоставить такие же условия сотрудничества турфирмам внутреннего рынка нереально, тем более что с их стороны, как уже говорилось, стабильной активности не наблюдается, отмечают Валентина Кобрина и Ирина Гречишникова.
Касательно новой онлайн-системы. Она была необходима, поскольку очереди за билетами создавали большой дискомфорт посетителям и вредили престижу музея. Кроме того, в этих очередях некоторые турфирмы скупали больше путёвок, нежели им требовалось для собственной прямой клиентуры, спекулировали, а что не могли сбыть с рук, сдавали обратно. Были ущемлены интересы региональных компаний и обычных людей, которым не удавалось прорваться в кассы через плотное кольцо перекупщиков.
Благодаря появлению онлайн-системы любой потенциальный турист, любая небольшая турфирма, независимо от того, в каком городе она находится, – словом, все имеют равные шансы забронировать путёвки на групповые экскурсии в Кремль. Раньше иногородним для этого требовалось специально ехать в Москву и стоять в очередях без гарантии результата.
Администрация музея-заповедника наблюдает за работой системы, делает выводы и при необходимости будет её усовершенствовать.
Насчет банковских карт. Это оптимальная форма оплаты, которая ставит в равные условия всех потенциальных покупателей экскурсий.
О гидах. Иностранцев обслуживают аккредитованные гиды, не являющиеся сотрудниками Кремля, поскольку в самом музее нереально организовать штат с такими безгранично широкими познаниями в языках. Но для ведения экскурсий на родном языке в Кремле есть утверждённый Министерством культуры штат сотрудников, призванный осуществлять прямую функцию, закреплённую в уставе музея, – просветительскую. Передавать её сторонним организациям Кремль не намерен.
Подводя итог дискуссии, эксперты экскурсионной администрации Кремля подчёркивают: возможности музея-заповедника не совпадают с желаниями определённых кругов туристического бизнеса. Так или иначе, приоритеты меняться не могут, и один из главных – это сохранность коллекций, диктующая необходимость наполнения музейных объектов в соответствии с нормативами, утверждёнными Министерством культуры.
...
Итак, обмен мнениями состоялся. Приемлемый для всех компромисс пока не просматривается. Возможно, арбитром в этом споре выступит Минкульт, которому подведомствен музей-заповедник «Московский Кремль»? После публикации на HotLine.travel туроператорам, кстати, из министерства звонили, выясняли их пожелания и предложения в адрес Кремля. И это уже шаг в нужном направлении.



