logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 17 июня 2014

Крым. Летим – не летим?

Бизнесмены – чиновникам: «Пожалуйста, говорите людям правду!»

Бизнесмены – чиновникам: «Пожалуйста, говорите людям правду!»

Проблема № 1 в Крыму сегодня – отсутствие экономичной авиаперевозки. Проблема № 2 – разброд и шатание в гостиничной сфере. Проблема № 3 – попытки властей выдать желаемое за действительное. С трибун звучат заявления, которые вводят в ступор клиентов и убаюкивают отельеров. Для представителей власти и бизнеса важно посмотреть правде в глаза. Хотя бы сейчас.

 Крым. Летим – не летим?

Правда про «воздух»

С перевозкой соль в том, что спрос на нее многократно вырос, а предложение не догоняет.

Согласно официальной статистике, за прошлый год аэропорт Симферополя принял порядка 300 тысяч россиян, а в общей сложности Крым посетили около 1,5 миллиона наших соотечественников. Большинство из них добирались по железной дороге, сейчас этот путь закрыт. Для тех, кто не готов ехать в Крым кружными путями и строиться в очередь на керченской переправе, остается только авиаперевозка.

1 июня количество оборотных рейсов в аэропорт Симферополя выросло с 43 до 62. Мало.

Чиновники говорят о субсидиях на перевозку, обсуждают графики запуска дешевых рейсов. Но в момент подготовки этой статьи авиабилеты в Симферополь были дороже, чем в прошлом году. Просто авиакомпании – как и положено коммерческим предприятиям – стремились заработать на ажиотажном спросе.

2 июня журналист «ГЛ» летела из Москвы в Симферополь «Уральскими авиалиниями» за девять с лишним тысяч рублей (в одну сторону). На борту пустовало единственное кресло, которое было сломано. Стюардессы говорили, что в прошлом году такого трафика даже близко не было.

В Санкт-Петербурге цены на авиабилеты в Симферополь на те же даты начинались от 14 тысяч в один конец. «В Ростове у «Донавиа» минимальный тариф для частных лиц – 7400 рублей, а блоки турфирмам предлагались за 8500 рублей», – говорит Борис Зелинский, руководитель ТО «Кандагар», президент ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя.

«Клиент дезориентирован, – продолжает тему директор «Тур Этно» (Крым) Андрей Пылов. – Он слышит по телевизору и читает в газетах, будто слетать в Симферополь можно очень дешево. Приходит в турагентство, рассчитывая купить билет за три-четыре тысячи в оба конца, а ему предлагают цену в разы выше. Говорят, что субсидированная перевозка то ли кончилась, то ли еще не начиналась. В результате клиент чувствует себя обманутым, подозревает менеджеров ТА в спекуляциях. А сами менеджеры часто говорят: «Да лучше мы без всякой головной боли будем продавать Краснодарский край».

Директор ТО «Ласпи», председатель Ассоциации гостеприимства Крыма Елена Баженова резюмирует: «Мы благодарны властям за рекламу наших курортов. Но просим государственных служащих: пожалуйста, в своих официальных заявлениях четко отражайте действительность. Иначе эффект получается обратный».

Спасти сезон

Теперь – про гостиничный сектор.

В Крыму есть порядка 200 объектов размещения, которые находились в госсобственности Украины, а теперь национализированы Россией. Решается вопрос об их подчинении конкретным ведомствам. В сезоне-2014 будут работать лишь 150 санаториев и пансионатов, остальные простоят закрытыми – директора решили не рисковать, переждать смутное время. Тем более что у некоторых финансовые проблемы: украинское казначейство обнулило счета. Многие директора не знают, останутся ли они в своих креслах и как теперь вести политику сбыта, если скоро появится «новая метла».

Коммерческий номерной фонд – это 600 крупных баз размещения и 4500 мини-отелей. (Есть еще 14 тысяч зарегистрированных квартиросдатчиков, но в этот темный лес не вдаемся.) В лучшем положении находятся частные объекты, принадлежащие местным или российским собственникам. Остальные, которыми владеют украинцы, можно сказать, потеряли почву под фундаментами.

Так, на старте лета неясна ситуация с известным санаторием «Форос», где контрольный пакет акций принадлежит группе «Приват» Игоря Коломойского. Каждый день появляется разная информация: то «Форос» закрывается, то все же работает, то продается.

Вообще, украинцы в Крыму сейчас много что продают: отели, аквапарки, рестораны. Рассказывает директор ТО «СНП-Крым» Иван Коваленко: «Я только что из Коктебеля, видел на гостиницах объявления. Гостиницы номеров на 20 предлагаются за $1,3–1,5 миллиона. Не знаю даже, сколько лет пришлось бы отбивать эти вложения. В обычный сезон на таком отеле можно заработать 30–50 тысяч долларов».

А этот сезон будет запредельно сложный. Подавляющему большинству отельеров гарантированы проблемы с загрузкой, ведь процентов на 60 они заполнялись за счет украинского рынка. «Спасти ситуацию отельеры могут только одним способом: надо прямо сейчас резко снизить цены на размещение», – говорит гендиректор московского ТО «Мультитур» Алексей Высоканов.

Министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко с этим согласна и даже утверждает: «Бюджетные объекты размещения уже опустили все что могли процентов на 15–20». Не ставлю под сомнение слова министра, но лично у меня по результатам поездки в Крым другие выводы. Никто из руководителей объектов размещения, с которыми я встречалась, не опустил тарифную планку. А среди них были и ведомственные, и частные. Многие сообщили, что цены повысились.

«Всех здесь расслабили»

У местных туроператоров много острых вопросов к управляющим гостиниц и санаториев. Не только по части тарифной политики. Вы представляете, отельеры нередко требуют с ТО выполнения обязательств по загрузке, зафиксированных в январских и февральских контрактах. Как будто не было мартовских событий. Кроме того, многие не готовы предоставлять скидки больше 7–10%, в лучшем случае – 15%, а оптовики рассчитывают на 20–25%.

По мнению туроператоров, в вопросах сбыта руководители баз размещения зачастую следуют привычкам, сформировавшимся в пору дефицита. «Долгое время все здесь работали под девизом: «Они и так приедут», – говорит Борис Зелинский. – Хотя уже последние года три загрузка была не такой стабильной, даже в высокие даты».

Елена Баженова отмечает еще один фактор, который дестабилизирует гостиничный рынок. В Крым тянется вереница переговорщиков со стороны крупных московских туроператоров. Не зная местной специфики, они подписывают невыгодные для себя контракты, обещают предоплаты и заведомо недостижимую загрузку. Воодушевленные отельеры пытаются навязать аналогичные условия сотрудничества крымским ТО.

«Кроме того, – добавляет Андрей Пылов, – наши отраслевые власти с марта твердили: сезон состоится в любом случае – мы теперь с Россией. Всех расслабили вместо того, чтобы настроить на работу в новых, гораздо более жестких условиях. Мало кто осознал масштаб и вектор произошедших перемен».

Иван Коваленко, впрочем, отмечает одну положительную тенденцию. Отельеры, во всяком случае, перестали настаивать на жестких квотах и предоплатах: «В этом плане они начинают следовать российским традициям делового оборота».

…

Но вообще, резюмируют крымские принимающие туроператоры, у многих здесь создалось ощущение, что Россия – это такой большой склад, где лежат деньги и раздавать их будут просто так. А надо работать. В том числе заниматься маркетингом, продвижением, выстраивать с партнерами отношения, адекватные времени.

Особое мнение

Гендиректор ТО «Дельфин» Сергей Ромашкин – о ценах на Крым

 Крым. Летим – не летим?Средний чек по Крыму в «Дельфине» сегодня – 15 200 рублей на человека; для сравнения: по Анапе – 16 600 рублей (это только наземное обслуживание, без учета транспорта). Разница заметно меньше, чем в прошлом году. Стоимость размещения в Крыму повысилась процентов на 10: отельеры постарались заложить в тарифы хоть какие-то риски. Негативного влияния на спрос это не окажет. И снижать прайсы для отельеров смысла нет, все равно турпоток зависит исключительно от ситуации в транспортной сфере.

В нашей компании продажи туров в Крым в мае были выше, чем в конце весны-2014. В целом по сезону есть высокая вероятность превысить прошлогодние показатели и, во всяком случае, компенсировать провал спроса в марте-апреле.

Накормить, напоить и спать уложить

Что сколько стоит отельерам в Крыму

Теперь – слово самим руководителям баз размещения. Тем, кого местные туроператоры характеризуют как прогрессивных и адекватных партнеров.

Итак, санаторий «Ливадия» (346 мест). Принадлежал раньше ЗАО «Укрпрофздравница», а теперь национализирован Россией и числится пока как собственность Республики Крым. Главный врач «Ливадии» Александр Сергеевич Плахотный рассказывает об экономике санаторного комплекса в новых условиях.

Потеряно процентов 70 клиентуры (и в среднем по южному берегу Крыма загрузка у санаториев колеблется от 10 до 30%). При этом затраты на питание отдыхающих возросли на 30%, поскольку российские поставки дороже украинских и толком еще не налажены. Когда в здравнице пересчитают зарплаты исходя из российского прожиточного минимума, расходы на персонал будут составлять не 30%, а 43% от себестоимости услуг. С чего тут снижать тарифы? Ценовая планка в «Ливадии» поднялась на 5–10% в зависимости от комфортности номера.



Теперь объект размещения другого формата. Частный отель «Левант» 3* (56 номеров). Расположен в Ялте, на первой линии моря, в парковой зоне. Собственники – россияне. По словам директора Натальи Курдюковой, раньше «Левант» на 55% грузился за счет украинской клиентуры, причем в прошлом году с мая по сентябрь был заполнен в среднем на 86%. В основном реализация идет за счет собственных продаж, 11% в структуре сбыта приходится на туроператоров, 16% – на GDS, главным образом – Booking.com.

Все расходы «Леванта» сейчас выросли, но цены в этой гостинице не повысились. Тем не менее загрузка, конечно, снизилась – в мае, к примеру, до 62% (против 95% в прошлом году).

И в заключение – «Аквамарин» 5*, Севастополь (126 номеров). Очень достойная пятерка, уместно смотрелась бы даже и где-нибудь в Дубае. Не удивительно, что как раз в «Аквамарине» останавливаются российские чиновники, военные, представители шоу-бизнеса, которые после мартовских событий наезжают сюда в больших количествах. Загрузка отеля в июне-2014 как минимум на 30% выше, чем в начале прошлого лета, рассказывает начальник отдела продаж и маркетинга Валерия Кажан. Цены «пришлось повысить» на 20%, но теперь в «Аквамарине» не настаивают на жестких квотах и предоплатах – от этого постепенно отходит весь рынок.

Вот уникальный пример, когда гостиница получила только бонусы от присоединения Крыма к России. Но в перспективе все отельеры рассчитывают в новой стране выйти на новый уровень бизнеса, что и поддерживает в них боевой дух в это сложное время.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение