Рынок с интересом наблюдает за событиями вокруг «Оренбургских а/л». Авиакомпания становится ядром пула турфирм, которые получили или в перспективе могут получить финансовые вливания от одного инвестора и, возможно, общего собственника. Станут ли они новой силой на рынке?
Новые подробности инвестиционных сюжетов в туризме
Рынок с интересом наблюдает за событиями вокруг «Оренбургских а/л». Авиакомпания становится ядром пула турфирм, которые получили или в перспективе могут получить финансовые вливания от одного инвестора и, возможно, общего собственника. Станут ли они новой силой на рынке?

Ядерная реакция
О том, что происходит между «Оренбургскими а/л» и туроператором «Лабиринт», и какую роль в этом играет известный авиаброкер Михаил Шаманов, «ГЛ» уже писала в начале года. Сами участники этого альянса тогда все отрицали, но имелась инсайдерская информация, что г-н Шаманов приобретает 100% активов «Лабиринта» и превращает его в крупного поставщика пассажиропотоков для «Оренбургских». Вопрос был в том, сможет ли «Лабиринт» оперативно перестроить свои бизнес-процесс, перейти из «среднего класса» в первый туроператорский эшелон и выполнить миссию, возложенную на него инвестором.
Официального подтверждения сделки до сих пор нет, эксперты воспринимают ее как свершившийся факт, но уже можно судить о том, как справляется «Лабиринт».
На фоне общей стагнации рынка его продажи растут, даже конкуренты признают, что за прошедший сезон компания сделала серьезный скачок в объемах. Так, на египетском направлении ее включают в ТОП-10 по численности турпотоков.
Кроме того, туроператор заявил о выходе на новые летние направления: Турция, Испания, Хорватия, Черногория. Анонсируются масштабные полетные планы, и перевозчик, естественно, везде один и тот же – «Оренбургские а/л».
При этом Михаил Шаманов ведет переговоры о приобретении ряда других туроператорских структур. По обыкновению, без комментариев.
Но объекты его инвесторского интереса в профессиональной среде известны. Среди них, к примеру, «Солвекс Трэвел», «Верса» - как московские, так и питерские подразделения этих компаний.
Есть информация, что по «Солвексу» вопрос уже решен, и даже сделаны два первых финансовых транша. Правда, гендиректор упомянутого ТО Ирина Петрова факт продажи активов не подтверждает. «Предложения нам периодически поступают, мы всегда их внимательно рассматриваем, - говорит Ирина Евгеньевна. – Интересно знать, какие предлагаются деньги, и чего хотят потенциальные покупатели. Но решения о продаже пока нет».
С «Версой» ситуация для наблюдателей неясная. Они предвидят один сложный момент: владельцы ТО явно были бы заинтересованы продать все свои активы, в том числе по автобусному туризму (транспорт, к примеру). А это вряд ли заинтересует Михаила Шаманова. Так или иначе, переговоры идут.
Всем, конечно, любопытно: откуда деньги?
Точно не от «Оренбургских». Сам г-н Шаманов, как обычно, отказывается от каких-либо комментариев, но есть информация, что он привлек банковские инвестиции из Китая.
Каждый о своем
Все это имеет значение как прецедент и как форма ответа предпринимателей на самые безотлагательные вызовы рынка.
Допустим, авиакомпании сейчас вынуждены констатировать снижение чартерных пассажиропотоков – не только из-за общей рецессии на рынке, но и по той причине, что крупнейшие туроператоры уже обзавелись собственными крыльями, не желая зависеть от сторонних перевозчиков. А середняки теряют чартерный потенциал – уходят в ниши, переключаются на регулярку.
Для «Оренбургских», к примеру, это проблема – согласно экспертным оценкам, под туристический трафик у них выделено порядка 60% парка.
Перевозчику нужны контролируемые поставщики клиентуры, но входить в туроператорский бизнес он не заинтересован – непрофильные активы в группе «Аэрофлота» не поощряются.
Теперь возьмем авиаброкера. Как такового. В последние годы он работал как раз на тех самых середняков, которые выкупали у него блоки, а теперь отходят от чартерной практики. Авиаброкеры переосмысливают свое место в бизнесе. В частности, Михаил Шаманов нашел для себя формулу роста в привлечении сторонних инвестиций в туроператорские структуры. Аккумулируя и наращивая пассажиропотоки, он повышает свои ставки как ключевой заказчик «Оренбургских а/л».
Что же касается самих туроператоров, то каждый их них на стагнирующем рынке уязвим по-своему. Крупным игрокам становится все сложнее привлекать инвестиции, перекредитовываться, и в гонке за оборотными средствами ценовая конкуренция между ними только усиливается. Средним туроператорам крайне затруднительно противостоять этому прессингу, с ними на рынке связаны ожидания возможных банкротств. Процессы укрупнения, сворачивания в ниши или ухода с рынка в их среде давно воспринимаются как неизбежность.
И сейчас создается знаковый прецедент.
Если все сложится, то целая группа туроператоров через коалицию сможет укрепиться и приобретет дополнительную ценность в глазах контрагентов.



