На рынке ОАЭ продолжается уценка всего и вся. Регулярные перевозчики дают операторам тарифы, сопоставимые с чартерными. Операторы скупают квоты в дешевых отелях, чтобы сделать их еще дешевле. Потребитель путает Шарджу с Шармом. И порой возвращается из Эмиратов со смутным чувством, что ему чего-то недодали.
На рынке ОАЭ продолжается уценка всего и вся. Регулярные перевозчики дают операторам тарифы, сопоставимые с чартерными. Операторы скупают квоты в дешевых отелях, чтобы сделать их еще дешевле. Потребитель путает Шарджу с Шармом. И порой возвращается из Эмиратов со смутным чувством, что ему чего-то недодали.

Москва. Арабы наступают
Эмиратское направление, перегретое зимой, не остывает и летом. Градус конкуренции повышают арабские перевозчики: провоцируют своих заказчиков наращивать турпотоки. И все более активно теснят местных конкурентов.
Смотрите, например, что делает а/к Emirates. Зимой расширила свои полетные планы процентов на 40 и не стала сворачивать их с наступлением низкого сезона. А чтобы увереннее грузить 14 еженедельных рейсов из Москвы в Дубай, авиакомпания премиум-класса впервые предложила туроператорам сотрудничество на условиях жестких блоков (раньше действовали только групповые тарифы). Причем цены в рамках круглогодичного контракта даны радикально низкие: €300 за билет летом, €350 – зимой. В результате Emirates сформировала весьма внушительную группу поддержки из числа российских туроператоров: TEZ Tour, «Библио Глобус», «Натали Турс», Space Travel, «Русский Экспресс», Coral Travel.
В том же ключе действует Air Arabia. Сохранила на низкий сезон три еженедельных частоты Москва – Шарджа и за счет выгодных цен (€250 за билет летом, €290 – зимой) привязала к себе туроператоров круглогодичным контрактом. Блочники – это TEZ Tour, «Русский Экспресс», «Лабиринт». Рейсы Air Arabia остаются самым экономичным вариантом перевозки в ОАЭ из российской столицы.
Ну а что же отечественные авиакомпании?
Еженощно в Дубай летает «Аэрофлот», грузится (как-то) свободными продажами.
А традиционные летние чартеры «Трансаэро» в этом году отменились. Оказались невостребованными на фоне соблазнительных предложений по блочной регулярке.
Вот эти тренды – усиление инокомпаний, а также снижение спроса на чартерную перевозку – точно сохранятся и в новом сезоне. Подтверждение тому – результаты зимних торгов «Аэрофлота». По ценам нацперевозчик оказался примерно на уровне Emirates. И предложенный им минимальный лот был неудобен: 70 кресел – по десять в каждый день недели. То есть «Аэрофлот» опять пытался продать неликвид в нагрузку к востребованным частотам. Итого: блоки на зиму у «Аэрофлота» взяли только «Натали Турс» и Coral Travel. По стартовым ценам. Торговаться за эту перевозку туроператорам, конечно, смысла не было, тем более что многие из них уже связали себя объемными контрактами с Emirates. И еще собираются дружить с а/к «Трансаэро», которая все же подходит к контрактингу более гибко, чем нацперевозчик, и цены предлагает ниже.
Теперь о перспективах по чартерам. Прошлой зимой TEZ Tour и Coral Travel поднимали длинные цепочки – соответственно на I Fly и «Уральских а/л». Воздух на направлении постоянно был в профиците. Пойдут ли вновь игроки на эти риски в условиях изобилия разнокалиберной регулярки? Вопрос открытый.
Лоукост шагает по России
Это был обзор московского рынка. Что касается регионов… В каждом крупном городе своя свадьба, но сюжеты в конкуренции те же: иностранцы перехватывают инициативу у местных авиакомпаний; коммерческий смысл чартерных инициатив теряется. И конечно, везде есть риск запредельного дефицита перевозки на Эмираты.
Все эти тренды в областных центрах даже более выражены, чем в Москве, потому что там сражаются за сферы влияния два арабских лоукостера – Fly Dubai и Air Arabia. Первая из упомянутых авиакомпаний уже сообщила о расширении маршрутной сети – в зимнем сезоне помимо Екатеринбурга, Уфы, Самары, Казани будет выполнять рейсы в Дубай из Волгограда, Минеральных Вод, Краснодара, Ростова-на-Дону.
Air Arabia летает в Шарджу из Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Уфы, Казани. Пока воздерживается от официальных заявлений о планах на зиму. Но туроператоры сообщают, что перевозчик подумывает о возвращении в Самару и прицеливается еще к двум российским городам. Ведет консультации с потенциальными заказчиками.
Все это крайне тревожные новости для а/к «Уральских авиалиний», которая до нашествия арабов доминировала по Эмиратам во многих перечисленных регионах. У лоукостеров ниже цены, свежее техника, а кроме того, импортные бренды для российского туриста всегда привлекательнее местных. «Уральцы» сражаются. Корректируют цены. Предлагают блочникам комфортные условия бронирования, возможность мягкой аннуляции. Но удается ли им вывести в плюс свои эмиратские программы в плюс, науке, как говорится, это неизвестно. Тем более что есть и другие, весьма амбициозные перевозчики, претендующие на долю эмиратского рынка.
В частности, «Трансаэро», которая летом получила разрешение на выполнение регулярных рейсов в Дубай из городов, где она раньше работала в чартерном формате Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Тюмени и Уфы. На практике допуск означает, что «Трансаэро» теперь сможет подгружать борта прямыми продажами.
Да, и остается «Пегас Туристик» на своем Nordwind. Его чартерные планы на зиму пока неизвестны. Наблюдатели не исключают, что оператор воздержится от эскалации объемов перевозки, а может, даже подсократит их, частично переориентирует турпотоки на арабских лоукостеров.
***
Итак, авиационный контрактинг в процессе. Пока создается ощущение, что резкого дисбаланса между спросом и предложением по перевозке избежать не удастся. Но, как ни парадоксально, возможен и дефицит. Это зависит от дальнейшего развития событий в Египте. Если пляжи Хургады и Шарм-эль-Шейха опустеют, турпоток россиян в ОАЭ побьет все рекорды.
Но принимающие туроператоры предупреждают: прежде чем отправлять очередного бюджетного клиента в Эмираты, надо подробно объяснять ему, что это не Египет. Рассказывать, что сколько стоит, а чего на берегах Персидского залива вообще нет. Иначе по возвращении с отдыха турист вам спасибо не скажет.
Прямая речь
Перспективы сезона. Субъективный взгляд туроператоров
Сирак Мурадян, владелец Space Travel и эмиратской принимающей компании Al Khalidiah Tourism:
– Середина лета – время самых активных переговоров о гостиничных контрактах на зиму. Отельеры в шоколаде, понимают, что сила на их стороне, и стараются как можно больше номерного фонда реализовать на условиях коммитментов. Я говорю, конечно, не о тех, что на Джумейре, – с ними все работают по запросу, частично – по элотментам. Но самые ходовые объекты Шарджи и городские гостиницы Дубая, ценовой диапазон – от $80 до $200 за ночь – сейчас приходится квотировать в режиме b2b.
Я тем не менее стараюсь менять правила этой игры в одни ворота, веду с отельерами переговоры о том, чтобы они тоже взяли на себя хоть какие-то риски. Например, снизить мою финансовую ответственность по коммитментам со 100 до 80%. И я не собираюсь больше проплачивать номерной фонд заранее на весь сезон. Это плохо действует на управляющих. Когда все деньги уже у них на руках, их уже не интересует, что происходит на рынке, отказываются от любых уступок туроператорам в процессе сезона.
Геннадий Косарев, российский представитель Meeting Point (немецкий ТО FTIGroup):
Гостиничный контрактинг на зиму сейчас в самом начале. В июле туроператоры получили цены главным образом от международных цепочек. Кстати, тарифная планка у них поднялась на 7-8%. А большинство отельеров пока занимают выжидательную позицию. Активные переговоры пойдут после Рамадана, в августе. И, я думаю, в итоге общий ценовой уровень поднимется существенно. Управляющие гостиниц понимают, что все равно загрузят свой номерной фонд – у них растут клиентские потоки из Саудовской Аравии, Ирана. Люди оттуда едут на машинах, бронируют размещение напрямую в отелях, и по более высоким ценам, чем предлагается россиянам.
Туроператоры понимают, что места в востребованных отелях могут оказаться в дефиците. Поэтому они опять пойдут на существенные финансовые риски – каждый, кто претендует на заметную долю рынка, постарается 50-60% своего воздуха обеспечить гарантированными номерами. Хотя в прошлом году многие не смогли загрузить коммитменты и даже просили отельеров вернуть часть заранее сделанных предоплат – перезачесть их на следующий сезон. Насколько я знаю, ничего из этого не вышло. Что сгорело, то сгорело.
Дмитрий Арутюнов, гендиректор «АРТ-ТУР», соучредитель Дубайской принимающей компании «ЕЕТ Destination management»
– Акцент спроса в транспортной сфере окончательно сместился с чартеров на регулярную перевозку. И это очень хорошо. Все-таки чартер – нечто одноразовое и нестабильное. Никогда нет полной ясности с временем вылета, с качеством техники. Словом, я за регулярность.
Но вот эту тенденцию круглогодичных блочных контрактов не поддерживаю. Для чего выкупать места на рейсах в ОАЭ летом по Ђ350, когда Греция продается полным пакетом за Ђ299? И даже если бы не демпинг, все равно Эмиратам в июне-августе по объективным причинам трудно конкурировать со Средиземноморьем, где сезон в самом разгаре
Что же касается наземки, мы традиционно традиционно фокусируемся на самых востребованных пляжных «пятерках» ОАЭ. На них всегда растет спрос.
Тарас Кобищанов, гендиректор «Русский Экспресс»:
– Арабские лоукостеры продолжают наращивать активность в нашей стране. От этого страдают местные авиакомпании – в первую очередь, «Уральские а/л». Но в итоге на региональных рынках создается столь острый профицит перевозки, что сами Fly Dybai и Air Arabia тоже летают полупустыми бортами. Удается ли им зарабатывать в России? Я полагаю, да. При экономике лоукоста это возможно. У них однотипные суда, которые они закупают без таможенных пошлин, заправляют дешевым топливом, обслуживают с привлечением иностранного персонала. У них очень короткие стыковки. Особая система ценообразования…
Так или иначе, это публичные компании, они котируются на бирже, можно ознакомиться с их отчетностью. Я смотрел, баланс положительный.
Яна Вазири, управляющая по России а/к Air Arabia:
– Общаясь с руководителями российских турфирм, я замечаю, что они стали более консервативны и сдержанны в планировании своих программ на зиму-2013/14. Предприниматели стараются рассчитать свои силы, всем надоело терять деньги на направлении ОАЭ. Но готовы ли клиенты покупать туры по адекватным ценам? Это большой вопрос. Потребители уже испорчены демпингом. Как, впрочем, и турагенты – они ждут скидок, тянут с бронированием, фактически провоцируют туроператоров на уценку продукта.
Ситуация на направлении ОАЭ сложная. И вряд ли она станет проще в новом сезоне: независимо от намерений туроператоров авиакомпании планируют наращивать объемы перевозки. Программу Air Arabia я озвучить пока не готова. Скажу только, что у нас нет задачи расширять географию полетов во что бы то ни стало, наша цель – зарабатывать.



