Конкурентная борьба и другие интриги направления накануне анонсированного светопреставления.
Взгляд из России. И налетит чартер на ось небесную…
В сезоне зима-2012/13 именно Мексика стала эпицентром конкуренции российских компаний в западном полушарии, хотя это направление перешло из ниши индивидуального туризма в массовый поточный формат совсем недавно – пару лет назад. А вообще, Мексика – одна из крупнейших туристических держав мира: в 2011 году она приняла порядка 22,7 млн иностранных гостей. Для сравнения: рекорд Египта – 14 млн человек (за дореволюционный 2010 год).
Если говорить о Карибском бассейне, то по интернациональным турпотокам с Мексикой не сравнятся ни Доминикана, ни Куба, которые в 2011-м приняли соответственно 4,3 млн и 2,7 млн путешественников. Тот факт, что на российском рынке эти два направления начали раскручиваться гораздо раньше, объясняется двумя словами: безвизовый въезд. Мексика в силу своей близости к США долго была отгорожена от наших соотечественников довольно плотным «бумажным занавесом». И как только он упразднился – в 2009 году – на этом направлении началось оживление.
Прошлый сезон был знаковым: на маршрут Москва – Канкун, где работала только «Трансаэро», вышел «Аэрофлот». Летал раз в десять дней, но было ясно, что уже зимой-2012/13 выстрелит по Мексике залпом. Так и случилось: этой осенью российский нацперевозчик заявил на направлении два еженедельных рейса. «Трансаэро» тоже планировала расширение – три борта в неделю вместо прошлогодних двух. Но, посмотрев на аппетиты конкурента, оставила мексиканскую программу в прежних объемах.
Откуда клиенты?
В итоге мексиканское направление получило не 20, а 16 рейсов из Москвы в месяц – против 11 в прошлом сезоне.
Добавка существенная, тем не менее борта летают с приличной загрузкой, констатируют специалисты московских турфирм. «Профицита пока не ощущаем, – говорит, в частности, Владимир Ефимов, начальник отдела PR и рекламы компании «Карибский Клуб». – По крайней мере, декабрь и новогодние даты закрылись без проблем».
Руководитель Карибского департамента туроператора ICS Travel Group Василий Яковлев подтверждает: «Ситуация рабочая. Не скажу, что на столичном рынке спрос и предложение по Мексике находятся в идеальном балансе, но спецпредложения не носят массового характера. Только, понимаете, туристические направления Карибского бассейна нельзя рассматривать в отрыве друг от друга…»
Действительно, ведь объемы перевозки растут повсеместно. И драма в том, что туроператоры фактически конкурируют сами с собой на массовых рынках Западного полушария – перетягивают в Канкун свою же клиентуру с Варадеро и Пунта-Каны. Куба и Доминикана, во-первых, уже заезжены российскими любителями «дальней» экзотики, а во-вторых, по туристическим возможностям объективно недотягивают до Мексики, полагает Владимир Ефимов. Фантастическая экскурсионка в стране майя и ацтеков дает направлению серьезные козыри перед конкурирующими странами Карибского региона, которые сильны, в основном, пляжным отдыхом.
А кроме того, мода… Сейчас уже ни на кого не произведет особого впечатления сообщение приятеля о том, что он отдыхал на Кубе. Мексика – совсем другое дело. Между тем дальность перелета на этих направлениях – одна и та же, цены – вполне сопоставимые. В начале декабря двухнедельный отдых на Варадеро с размещением в отеле 4* all inclusive у «Карибского Клуба» – 68 тыс. рублей на человека, аналогичный тур в Мексику – 75 500. Разница, согласитесь, несущественная.
Неудивительно поэтому, что в контексте повсеместно растущего объема перевозки на Карибы серьезно подгорает Куба, а Доминикана вообще стала для большинства игроков системно убыточным направлением, утверждают наблюдатели. И в какой мере способна выровнять общую экономику туроператоров Мексика – еще вопрос. Тем более что на этом направлении возникла неожиданная конкурентная интрига в Питере, которая вполне может «подмочить» московскую конъюнктуру.>> Продолжение на с. 12.
Питер рулит
Северную столицу в этом зимнем сезоне завалили благотворительной экзотикой, говорят наблюдатели. Продвигать Мексику в чартерном формате начал «Пегас Туристик» – взлетел из Петербурга в Канкун на бортах «Оренбургских а/л». Следующий ход сделал «Библио Глобус» – заявил рейсы на тот же курорт в партнерстве с «Трансаэро». Еще до того как эта вторая программа реализовалась, цены на Мексику в Питере начинались от 43 тыс. рублей за две недели с человека. Направление оттягивало клиентуру с юго-восточных рынков. «Мы загружаем рейсы в Канкун с хорошей рентабельностью, причем только своими туристами, блоков не продаем, – утверждала в интервью «ГЛ» гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная. – И я не согласна с тем, что Мексика перетягивает тур-
потоки с других дальнемагистральных направлений. У каждой страны своя туристическая клиентура.
…А наблюдатели спорили о том, что же произойдет после старта второй цепочки.
В частности, президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов в беседе с корреспондентом «ГЛ» отметил: «Петербуржцы раньше составляли процентов пятнадцать в нашем турпотоке из Москвы в Мексику. Теперь может возникнуть обратная ситуация – если в Питере начнется оголтелый демпинг, для москвичей появится смысл летать оттуда в Канкун».
Два противоборствующих туроператора вызывают весьма сложные эмоции у конкурентов. По их мнению, «Пегас Туристик» и «Библио Глобус» остались в России единственными игроками, которые стремятся наращивать объемы любой ценой. В адрес этих компаний звучат обвинения, что в погоне за оборотными средствами они расшатывают весь рынок, тогда как остальные игроки с большим трудом, ценой имиджа и амбиций выравнивают финансовые показатели.
Казалось бы, много дешевой экзотики – это хорошо не только для потребителей, но и для зарубежных принимающих компаний, которым российские партнеры гонят растущие турпотоки. Но среди мексиканских предпринимателей всеобщего ликования не наблюдается. Напротив, слышны негодующие заявления о том, что в последние сезоны их страну на российском рынке сильно опустили: и по качеству клиентуры, и по уровню сервиса – во всяком случае экскурсионного.



