Одни хотят, чтобы туроператоры силой навели порядок, другие предлагают довериться «невидимой руке» конкуренции
Одни хотят, чтобы туроператоры силой навели порядок, другие предлагают довериться «невидимой руке» конкуренции
Реплика руководителя ростовского агентства «Руссо Туристо» Андрея Якубова о необходимости фигурального «отстрела» лишних турагентов вызвала множество протестных откликов, однако есть и те, кто согласен с прозвучавшим предложением. Вечный спор о том, кто, как и какими методами должен навести порядок в туристической рознице, продолжается.

Кому стрелять в лишних слонов?
Напомним, что реплика Якубова прозвучала на мартовской конференции сети ТБГ, где он сравнил ситуацию на рынке с африканским заповедником, в котором не в меру расплодились слоны.
Если излишнее поголовье не сократить, то на следующий год стадо все вытопчет, и еды никому не достанется. Докладчик уверен, что заняться чисткой должны операторы, «заключающие сейчас договоры со всеми подряд».
Комментарии под репликой г-на Якубова ничего кроме критики его радикальной позиции не содержат и больше напоминают интернет-троллинг, чем дискуссию. Однако по большому счету многие согласны: ситуация, когда розничные офисы открываются на каждом шагу, дверь в дверь, и переманивают клиентов скидками, ненормальна.
В разговоре с корреспондентом журнала HotLine.Travel представители туриндустрии высказываются за регулирование, а вот насчет того, кто его должен осуществлять – власти, сами агенты, туроператоры или рыночные механизмы – позиции расходятся.
Фильтр для новичков
Руководитель московского агентства «Элита ТТ» Оксана Тизяева призывает государство. Она полагает, что начинать отбор достойных необходимо, установив формальные требования к офису. «Хотя бы 5 квадратных метров компания должна иметь в собственности или арендовать. А при наличии адреса можно поставить и тот самый контрольно-кассовый аппарат – тем самым чиновники смогут вывести из тени лиц, которые сейчас налоги не платят», – подчеркивает собеседница журнала HotLine.Travel. Контрольные функции, по мнению Тизяевой, должны быть возложены на Ростуризм и региональные турвласти.
За государственное регулирование ратует и сам Андрей Якубов, который предлагает ввести минимальные финансовые требования к агентствам. «Например, установить, что оборот в месяц не может быть ниже одного миллиона рублей, – говорит он. – При средней комиссии в 10 процентов это означает, что компания будет иметь в своем распоряжении как минимум 100 тысяч рублей ежемесячно, на которые она наймет хотя бы трех человек, начнет рассчитываться с государством по налогам».
Андрей Якубов говорит о пяти стандартах, которые надо ввести: кроме обязательного наличия офиса, «белого» оборота, минимального числа сотрудников и работы бухгалтера, это также образовательный ценз для сотрудников и руководителя. Как обеспечить соблюдение предлагаемых стандартов, правда, неясно.
Директор курского агентства «Лоттери» Мария Тарасова сокрушается, что властям нет дела до их проблем. В Курске местная администрация призвала турбизнес записаться в единый реестр агентств, однако дело это добровольное, так что реестр не полный. Кроме того, что делать с этим списком, не вполне понятно.
И снова ФАС
В условиях отсутствия государственной инициативы взять ее в свои руки агенты предлагают операторам. Их агентские отделы Оксана Тизяева просит отслеживать тех партнеров, которые делают за год не более двух бронирований, и избавляться от подобного балласта. Необходимым, по мнению главы «Элиты ТТ», является снижение стартовой агентской комиссии с 8 до 3–5 процентов.
У самих туроператоров по поводу регулирования агентского рынка нет единого мнения. Например, генеральный директор «Джет Тревел» Максим Приставко уверен, что качество само себе пробьет дорогу. Он настаивает: рынок в состоянии сам себя отрегулировать, поэтому возводить какие-то барьеры на пути новичков, фильтровать розницу исходя из наличия офиса, кассового аппарата неправильно. По словам г-на Приставко, есть именитые сети, в которых работают непрофессиональные менеджеры, но в то же время найдется много надомников с некоторым количеством постоянных клиентов, профессионализму которых другим турагентам можно лишь поучиться.
В то же время руководитель ICS Travel Group Дмитрий Шевченко считает уместной выработку общих стандартов по работе с агентствами. «От демпингующих надо отказываться, – говорит эксперт. – Мы готовы поддержать инициативу партнеров». Впрочем, такая попытка в рамках АТОР уже была – пять лет назад туроператоры объявили о создании Хартии поддержки агентского бизнеса. И договорились снижать комиссию тем компаниям, которые подрывают рынок необоснованными скидками. Почти сразу вмешалась Антимонопольная служба. В манифесте туроператоров она усмотрела признаки нарушения законодательства.
Где выход?
Вероятно, именно из-за невозможности возложить все контрольные функции на государство или туроператоров возникла идея внедрить обязательное саморегулирование агентского рынка. Но этот путь категорически не нравится самим агентам: в этом случае финансовая нагрузка на них, как участников СРО, возрастет, а полезный эффект не очевиден. Представьте, если в СРО будет, например, 1000 участников, то кто и как сможет контролировать их работу? Фикция! А ведь принцип СРО подразумевает наличие коллективной ответственности всех за каждого.
Истина в вечном споре о том, кто и как должен наводить порядок в рознице, вероятно, находится где-то посередине между отраслевой властью, туроператорами и самими агентами. Участники рынка понимают – надо формулировать законодательные инициативы, которые соотносятся с реальностью и отвечают интересам как потребителей, так и бизнеса. Об этом говорили на прошедшей в середине апреля пресс-конференции, где присутствовали руководитель Ростуризма Олег Сафонов и члены правления только что образованного Союза турагентств.



