О собственниках, лоббистах и конкуренции
О собственниках, лоббистах и конкуренции
Триколор на логотипе. 24-летняя история. Репутация компании с административным ресурсом. Это, конечно, о «Неве». От нее не ждали подвоха: верили, что в любом случае такому туроператору не дадут оскандалиться.
Как же все-таки «Нева» пришла к финансовому краху? Почему ее не спасли и даже не попытались закрыть красиво?

При чем здесь органы
В своих публичных выступлениях гендиректор «Невы» Максим Пирогов говорит, что компанию погубили неблагоприятные внешние факторы. Общий спад продаж на рынке выездного туризма, сокращение количества выезжающих за рубеж силовиков и чиновников (у «Невы» были значительные турпотоки по этой линии), уход клиентов в интернет.
Сергей Тимралиев, один из основателей и бывший гендиректор компании, к этому добавляет, что были еще просчеты в управлении бизнесом. Естественно, никто из них не будет устраивать информационный стриптиз и разглашать детали. Обратимся поэтому к внешним экспертным оценкам.
В частности, среди коллег, близко знакомых с основателями «Невы», бытует мнение, что компания встала на гибельный путь в тот момент, когда вместо владельцев ее возглавили наемные менеджеры.
Напомним, что организовали этот бизнес в 1990 г. Владимир Стржалковский, Сергей Тимралиев и Вячеслав Полтавцев.
Г-н Стржалковский, бывший сотрудник управления КГБ по Ленинградской области и, как считается, друг Владимира Путина, являлся гендиректором «Невы» вплоть до 1999 г., когда ушел из бизнеса во власть.
Вторым гендиректором стал Сергей Тимралиев (в прошлом руководитель группы зарубежного туризма в советском «Интуристе»). Он управлял «Невой» почти 10 лет и передал штурвал Максиму Пирогову в 2008 г.
Сейчас единственным акционером ЗАО «Фирма Нева» является зарегистрированная в Дании Neva International Holding ApS, возглавляемая Сергеем Тимралиевым. Эта датская организация, в свою очередь, учреждена кипрской компанией Asizi Holding Ltd, 74% которой принадлежит Kassel Financial Corp. с Британских Виргинских островов, 26% – немецкому фонду «Квадрига Капитал».
По наблюдениям экспертов, с тех пор, как сложилась эта сложносочиненная система, в стратегические вопросы бизнеса «Невы» стал активно вмешиваться иностранный менеджмент. «При нем «Нева» не использовала даже элементарные, вполне легальные схемы для сокращения налогооблагаемой базы. То есть по экономике перестала быть адекватной рынку».
Подтверждение тому легко найти на официальном сайте Ростуризма. Загляните в туроператорский реестр, где опубликованы сведения о фингарантиях.
За 2013 год «Нева» показала рекордный объем денежных средств от реализации выездных туров - 3 684 068 000 руб. (у туроператора, который держит вторую строчку по этому показателю, заявленный оборот в семь раз меньше). Соответственно, у нее была самая большая фингарантия 454 200 000 руб.
Для любого в туризме очевидно, что по турпотокам «Нева» давно уже не принадлежала ни к первому, ни даже ко второму операторскому эшелону. 6500 туристов за границей – это на порядки меньше, чем у монстров, которые в списках ростуризма показывают гораздо более скромные обороты, раскиданные на десятки юрлиц.
Раньше вот эта колоссальная фингарантия «Невы» могла восприниматься рынком как доказательство ее надежности. Компания выглядела святее Папы Римского. Но оказалось, что люди, которые занимались там стратегическим управлением, просто были в последние годы оторваны от реалий рынка или же имели какие-то более важные приоритеты, чем прибыль. А оперативное управление осуществляли менеджеры, для которых даже приостановка бизнеса оказалась неожиданностью, - столь далеки они были от собственников, от центра принятия ключевых решений. По крайней мере, такое впечатление высказали участники наблюдательного совета «Турпомощи», на котором слушалось «дело Невы» (журналистов туда не пустили, слишком уж процесс интимный).
Где же лобби?
Да, а что же тот самый административный ресурс, в ореоле которого всегда пребывала «Нева»? Почему не сработал, не спас компанию?
«Это все стереотипы из прошлого века, - говорит вице-президент АТОР Владимир Канторович. – Владимир Стржалковский не имеет отношения к этому бизнесу ровно с 1999 г., когда вышел из состава учредителей».
Другие эксперты полагают, что Владимир Игоревич отстранился от процесса позже – в 2008 г., когда возглавил «Норникель». В 2012-м он, как известно, ушел оттуда с баснословным золотым парашютом в $100 млн. «Нужен ему этот туризм?» - резонно сомневаются бывшие коллеги.
Но все-таки на всем протяжении жизни «Невы» были косвенные признаки ее смычки с властью. Компания позиционировала себя как официальный туристский агент администрации Санкт-Петербурга (отсюда эта клиентура силовиков и чиновников, обмелевшая в этом сезоне).
Что касается возможной поддержки со стороны «Норильского Никеля», то «Нева» активно сотрудничала с его авиакомпанией «Таймыр», которая вообще-то подписывала чартерные контракты очень лимитировано. Многие авиаброкеры проявляли к ней интерес и уходили ни с чем.
Но независимо от того, имелись у «Невы» на самом деле особые возможности или это был только имидж, «просчеты в управлении» (выражаясь словами г-на Тимралиева) перечеркнули все. И еще, конечно, сказалась резкая смена конкурентного климата на ее основном рынке.
После демпинга в Питере
Родным для «Невы» навсегда остался рынок Санкт-Петербурга, откуда она, собственно, и вытекла. В момент остановки бизнеса просчитали турпотоки: 70% клиентуры компания отправляла через Питер, и лишь 30% – через Москву.
А тутоператорский бизнес в Северной Столице лихорадит с прошлого года, когда там начал работать «Библио Глобус», вступивший в активную конкуренцию с другими тяжеловесами, пришедшими до него. С тем же «Пегасом», к примеру.
«Пожар по всем фронтам», - под такими заголовками выходили прошлым летом новости из Петербурга.
«Демпинг сумасшедший, - сказала тогда в одном из интервью на TourDom.ru Елена Николаева, руководитель отдела перевозки «Невы». - Дешевле слетать на неделю в Европу, чем провести два дня в загородном пансионате. Самое печальное то, что даже массовое сокращение бортов нормального оздоровительного эффекта не даст: клиенты просто замрут в ожидании новых низких цен. Оптимизироваться надо было еще в мае».
Можно с большой долей вероятности предположить, что «Нева» (как и некоторые другие) завершила прошлое лето на своем основном рынке в убытках. И Максим Пирогов в интервью «ГЛ» признал: компания имеет долги перед принимающими структурами еще за 2013 г.
Была, как обычно, надежда отрыгаться в новом сезоне, но он оказался запредельно сложным. И вот в середине июля компания приостанавливает деятельность.
Почему именно в этот момент? Мнение рынка точно выразила Татьяна Ванд, директор «Ванд Интернешнл тур», которая как член наблюдательного совета «Турпомощи» была на слушаниях по делу «Невы».
«По-моему, все вполне очевидно, - сказала Татьяна Николаевна. - В июле, перед пиком сезона, у туроператора наибольший приток денежной массы. Самое время объявить об остановке бизнеса, если есть обдуманное решение поставить точку. Люди вышли из игры на подъеме, вполне естественно. Если туроператор останавливает бизнес на спаде рынка, в сентябре-октябре, значит, он делает это исключительно под давлением обстоятельств – просто не может продолжать работу».
Да, первое впечатление складывается именно такое. Но тут надо принять во внимание, что подтолкнуло собственников «Невы» к остановке бизнеса. При каких обстоятельствах была сорвана чека с этой «гранаты».
Выход Леонидаса
Президент греческой принимающей компании Beleon Tours Леонидас Димитриадис написал и распространил на профессиональном туристическом рынке письмо о том, как и почему он приостановил свое партнерство с «Невой». К этому выступлению предпринимателя побудили весьма резкие высказывания в его адрес со стороны Ростуризма и РСТ. Компанию Beleon обвинили в том, что она повела себя некорректно в момент краха «Невы».
У каждой из сторон этой истории – своя правда. Но вот какой факт можно установить по результатам публичной переписки и официальных заявлений.
Г-н Леонидас Димитриадис оказался самым настойчивым и активным из кредиторов «Невы». Как он сам сообщил в разговоре с корреспондентом «ГЛ», российский ТО был должен ему порядка 130 тысяч евро. И долг выплачивал со скрипом, по кускам – 20 тысяч, еще 20, потом 40… Но – выплачивал же! Хотя и под постоянным нажимом со стороны греческого партнера. Тем не менее… «14 июля, - пишет Леонидас, - мы оповестили Посла Греции в России и всех партнеров о прекращении сотрудничества с турфирмой «Нева» в связи с невыполнением ею обязательств по контракту. Долг «Невы» на тот момент с шестизначной цифры сократился и составлял 55425 евро».
Таким образом, владельцы Beleon Tours имели вполне реальный шанс взыскать с должника всю сумму, ведь большая ее часть уже была выплачена. Но – они предпочли поставить крест.
Похоже, что решение принято на эмоциях.
Имели возможность собственники «Невы» погасить этот очаг напряженности, дотянуть компанию до конца сезона, а потом тихо закрыть? Несомненно, имели.
Но – наверное, конфликт с Beleon Tours стал последней каплей. Просто кому-то окончательно надоело терять деньги.
Есть версия, что в результате были потеряны многократно большие суммы, которые пришлось вливать в страховщика «Невы», оказавшегося в глубоком шоке перед лицом грядущих убытков.
Но ФИГи «Невы» и то, как они сработают, - это отдельная история.
А эту публикацию хочется завершить буквально эпитафией:
Бизнес с 24-летней историей, с высочайшим авторитетом бренда, с триколором в логотипе разменяли на 55425. Мелкими купюрами.
«В «Неве» отсутствовал финансовый анализ»
Мнение Анны Подгорной, гендиректора «Пегас Туристик», члена наблюдательного совета «Турпомощи»:
Не могу и не хочу утверждать, что у руководителей «Невы» была цель собрать побольше денег с туристов и уйти на пике сезона. Остается предполагать, что отсутствовал финансовый анализ. А ведь он должен быть не просто скрупулезным, а… на грани предчувствия.
Но даже если этого нет, тогда не надо хотя бы игнорировать очевидные вещи. Не убедительно звучат все эти отговорки о том, что бизнес подкосили политические и экономические факторы. Ситуация на валютном рынке, тенденции спроса, конкурентный расклад в туристической сфере – все же было очевидно еще накануне сезона. По результатам раннего бронирования, по заявкам понятно, к чему идет дело. Просто не надо закрывать на это глаза.
Ни на один из вопросов, которые я задавала представителям «Невы» как член наблюдательного совета «Турпомощи», я не услышала вразумительного ответа. Спрашиваю: вот вы называете количество ваших клиентов, находящихся за границей; есть отдельные списки тех людей, которые приобрели турпакеты, и тех, кто купил только авиабилеты без наземного обслуживания? Ведь «билетчиков» мы не обязаны вывозить на средства «Турпомощи». Ответа не последовало. Только фразы о том, что ведется колоссальная работа по учету пострадавших клиентов. Какая работа? Я сейчас заплачу… Вы что, из гроссбуха фамилии выписываете? У всех все автоматизировано, любой отчет можно за несколько минут получить, если компьютер не зависнет.
Следующий вопрос. Есть понимание, с какими отелями проблем не возникнет, с какими можно договориться, а с какие не пойдут на переговоры? Где списки? Списков нет. В результате отсутствует понимание, сколько клиентов надо эвакуировать, кто обеспечен гостиницами, а кто на улице.
Честно говоря, позиция руководства компании меня покоробила. «У нас за границей 6500 туристов. Общие списки мы вам предоставили. Вот и работайте». Это, конечно, не было сказано напрямую, но подтекст был такой. И нам дали понять, что мы теперь должны постараться избежать негатива в СМИ, чтобы все было спокойно, ведь иначе пострадает репутация всей отрасли, то есть и наша в том числе.
Да. Репутация отрасли в очередной раз страдает. Удар по имиджу колоссальный. Тем более что «Нева» в сознании клиентов была не просто рядовым туроператором, а чуть ли не эталоном стабильности.
Конечно, наблюдательный совет сделает все, чтобы защитить интересы клиентов и не допустить бессмысленного расходования средств «Турпомощи». Ведь это же наши общие деньги, все сбрасывались. Наша обязанность – считать каждую копейку.



