Юристы советуют учиться на ошибках пострадавших агентов
Юристы советуют учиться на ошибках пострадавших агентов
С тех пор как закрылись начались массовые разорения турфирм, в редакцию «ГЛ» часто звонят и пишут ТА, пытаясь узнать: «Кто следующий обанкротится? Наверняка вы, журналисты, знаете».
На самом деле, кроме предчувствия больших потерь, никакой конкретики по вопросу нет. А значит, в столь сложные времена агентствам никуда не деться - надо повышать живучесть своего бизнеса.
Гендиректор юридического агентства Persona Grata Георгий Мохов в июле ездил в Санкт-Петербург, где проводил семинар для пострадавших партнеров «Невы». Поделился наблюдениями.

По его оценкам, не более чем 20% розничных партнеров разорившегося туроператора имеют полный пакет корректно оформленных документов, необходимых для того, чтобы туристы могли претендовать на компенсации от страховщика. Большинству придется что-то оформлять задним числом, а некоторым вообще уже никак не выкрутиться.
Например, есть такие, кто не заключал с туристами договоров. И это на рынке, в принципе, обычная практика.
Соответственно, предложение № 1: подобную практику прекратить.
Дальше. Многие агенты постфактум обнаружили, что у них в клиентских договорах в качестве гаранта профессиональной ответственности ТО значится «Согаз», а «Нева», как известно, еще в марте сменила страховщика, оформила фингарантию в «Восхождении». Теперь продвинутые клиенты приходят со своими юристами в офисы ТА, показывают пальцами на этот пункт договора и утверждают, что были введены в заблуждение. Они имеют полное право через суд требовать расторжения сделки с ТА и возврата денег за туры.
Такой суд для турагента заведомо проигрышный. Он может потом, если не лень, судиться с «Невой» в регрессном порядке, доказывать, что его не проинформировали о смене страховщика. Теоретически может даже добиться положительного для себя судебного решения. Но деньги получит вряд ли.
Со стороны клиентов, кстати, это грамотных ход. Самый простой способ получить компенсацию за сорванный отдых – оспорить договор с ТА. Ходить в страховую – замучаешься пыль глотать, как говорит Владимир Путин.
Итак, предложение № 2. Перечитать клиентские договоры вместе с юристом, проверить актуальность информации о фингарантиях ТО, найти и устранить все формулировки, на основании которых потребитель теоретически может потребовать расторжения сделки.
И еще. По словам Георгия Мохова, у многих туристов и агентов отсутствуют легальные документы, подтверждающие факт оплаты по подтвержденным броням «Невы».
Предложение № 3. Финансовую документацию вести в таком виде, чтобы потом при необходимости можно было подтвердить оплату.
Банально, скажете? Да. Как совет мыть руки перед едой. Но специалисты говорят – должно помочь.
И еще один совет от юриста – уже о том, как надо действовать непосредственно в случае краха ТО.
Допустим, клиента выселяют из отеля, повторно платить за размещение он не хочет или не может. «Турпомощь» самоустраняется – мол, мы только экстренно вывозим, а проживание до момента эвакуации оплачивать не обязаны.
Или, допустим, клиенты в момент остановки деятельности туроператора находятся еще на родине, у них срывается тур с более поздней датой вылета.
Во всех этих ситуациях турист, естественно, звонит в турагентство.
Строго говоря, ТА тоже имеет формальное право самоустраниться, но часто вместо этого оплачивает отель и авиабилеты из своих средств. Либо покупает другой тур. Потому что не хочет портить отношения с постоянными клиентами. А может, они грозят административным ресурсом и явно не дадут самоустраниться. Или просто по-человечески жаль людей.
Так вот, чтобы в дальнейшем у агента были хоть какие-то шансы на компенсации по фингарантии бывшего партнера, он должен взять у туристов доверенность на имя физического лица и потом самостоятельно подать заявление в страховую компанию. Доверенность должна быть заверенной нотариально, причем стоит указать конкретную цель доверенности: «на обращение в страховую компанию за выплатой страхового возмещения».



