Ждем ваших комментариев
Ждем ваших комментариев
Розничный рынок в туризме охвачен хаосом и раздираем внутренними противоречиями. Растет численность посредников-партизан, которые работают в режиме фриланса и применяют, по мнению дистрибьюторов классической формации, самые некорректные методы борьбы за клиента. Владельцы турагентств, которые хотят сохранить бизнес и сложившиеся коллективы, считают необходимым провести в рознице чистку.
Нужно ли это? Возможно ли? И если да, то на кого возложить такую миссию?

Откуда взялись «партизаны»
Справедливости ради отметим: «партизаны» на розничном рынке существовали всегда, но в разные времена люди выбирают этот путь по разным причинам. В благополучные годы менеджеры уходили из турагентств во фриланс обычно из-за нереализованных амбиций. Работали по найму, чувствовали себя звездами продаж, хотели финансового роста, но в какой-то момент понимали: все, потолок. И уходили в свободное плавание, уводя за собой лояльных заказчиков.
Сейчас другая ситуация. Многие предприниматели, не видя больше смысла содержать свои турагентства, закрывают офисы, распускают штат, а сами продолжают зарабатывать на жизнь как надомники. То же самое пытаются делать уволенные менеджеры.
Кого надо сокращать
Эта не поддающаяся измерению масса посредников снижает для всех остальных шансы сохранить бизнес в цивилизованном виде, утверждают многие владельцы розничных компаний. В частности, подробно и эмоционально говорил об этом на мартовской конференции сети ТБГ Андрей Якубов, владелец турфирмы «Руссо Туристо» (Ростов-на-Дону). Сама численность розничных продавцов турпродукта сейчас явно избыточна для рынка, утверждает г-н Якубов, ее надо целенаправленно сокращать. И выводить из игры, по мнению предпринимателя, следует прежде всего тех самых фрилансеров-партизан. Их главная привлекательность для клиента – готовность падать в цене. Порой они дают туристам даже такие напутствия: «Вы сходите в какую-нибудь турфирму, подробно там проконсультируйтесь, подберите вариант. А потом звоните – обсудим скидочку».
«Конечно, все посредники, не имеющие затратной части, работающие по большей части вчерную, могут себе позволить гораздо свободнее маневрировать ценой, чем предприниматели, которые хотят сохранить имидж, коллектив и подтверждать серьезность своих намерений в это сложное время, – говорит Оксана Тизяева, руководитель турфирмы «Элита ТТ». – Фрилансеры и надомники всех мастей – они только усугубляют и дестабилизируют ситуацию на рынке. Подталкивают всех нас к уменьшению офисов и сокращению штатов».
«Эта надомно-наколенная работа не может быть цивилизованной в принципе, риски клиентов при таких бронированиях очень велики! – поддерживает Анжела Галкина, директор агентства «Меридиан-Тур» (г. Подольск). – Нельзя махнуть рукой на эту проблему, в последний тяжелый год она приобрела массовый характер». «Да, квалификация надомных агентов вызывает большие вопросы, – признает Ирина Мамай, основатель розничной сети «Чиптрип». – И в случае проблем с них даже спросить нечего. Это в целом еще более снижает доверие потребителей к отрасли».
Кто должен чистить?
Если так, то кто же может провести эффективную и гуманную чистку розничного рынка?
Туроператоры, – полагает Андрей Якубов. Зачем им это надо? Во-первых, они, по логике вещей, заинтересованы в том, чтобы клиентов обслуживали профессиональные дистрибьюторы – во избежание самых разных конфликтов и претензий со стороны туристов. От «продали одно, а обещали другое» – и до «мы им деньги через них платили, а они пропали». Сохранить сам класс турагентств, ориентированных на качественный сервис, можно только оградив их от некорректной партизанской конкуренции. Во-вторых, для крупных поставщиков просто нерационально работать с теми, от кого поступает две-три заявки в год. Случай из практики: был у турфирмы постоянный клиент, а потом вдруг пропал. Встречает его директор на улице, спрашивает, почему давно не появлялся. «Да у меня вот дочка институт закончила. Я ей сказал, чтобы ИП открыла, заключила договоры с несколькими туроператорами, так что мы теперь сами себе все оформляем. И скидки получаем по 10-12%». Вопрос: надо ли производителям продавать туры розничным покупателям по оптовым ценам?
Как именно следует чистить агентский рынок – это тема отдельного большого мозгового штурма, признает Андрей Якубов, но основная суть в следующем: «Туроператоры, перестаньте работать с кем попало!»
Оксана Тизяева придерживается другой точки зрения – навести порядок в туристической рознице должно государство: «Пока нет никакого входного порога, ситуация не изменится». Коллегу поддерживает Виктория Репина, руководитель турфирмы «Кариатида»:
«Когда мы хотим убрать с рынка какую-то прослойку участников, то на самом деле мы стремимся к тому, чтобы их клиенты перешли к нам. Я считаю, это нечестная игра.
Пусть рынок сам себя регулирует. Но для этого нужна адекватная законодательная база, а ее нет и не предвидится. Вот в чем проблема. Если туроператорами государство еще как-то занимается, то розничные продавцы – просто как сорная трава, и она, конечно, растет самопроизвольно везде, где только находит какую-то почву».
Итак, две точки зрения. Первая: пусть розницу отрегулируют туроператоры. Вторая: нет, если и регулировать – то это миссия государства.
Ваше мнение? Высказывайте в комментариях к публикации.



