Корреспондент HotLine.travel провел перекличку среди иностранных компаний. Как они оценивают драматические события на нашем рынке?
Корреспондент HotLine.travel провел перекличку среди туроператоров, принимающих туристов из России в разных странах мира. Как они оценивают драматические события на нашем рынке? Каких последствий ждут для себя и что собираются предпринимать?

Будем торговаться с отелями
Кумар Анупам, старший менеджер турфирмы Caper, Индия
Мы очень внимательно наблюдаем за тем, что происходит на российском туристическом рынке. Надеемся, крупные туроператоры выстоят. Хотя… оказалось, что масштабы бизнеса – очень условный показатель стабильности. Ведь среди рухнувших компаний были серьезные игроки.
На нашем направлении активно работал «Лабиринт», имел квоты в популярных отелях Гоа. Эти емкости быстро разобрали «Пегас», «Анекс Тур», Coral Travel, вот только смогут ли продать? Сезон будет сложный, уже сейчас заметно, что спрос снижается. Одна из причин – рост курса доллара по отношению к рублю, из-за которого отдых в Индии для россиян ощутимо дорожает. Кроме того, в этом году цены на гостиничные услуги у нас повысились на 10–15%. Будем разговаривать с управляющими гостиниц – может быть, удастся их убедить, чтобы снизили тарифы до прошлогоднего уровня. Но они могут нам сказать: какой смысл? Ведь активно идут бронирования с внутреннего рынка, растут турпотоки из Германии, Испании… Словом, результат переговоров предсказать сложно. Тем более что сейчас все опасаются новых банкротств на российском рынке.
Два года назад мы потеряли деньги из-за «Ланта-тур вояж». Тогда в России приближались президентские выборы, ваши власти очень хотели избежать скандала и распорядились погасить долги «Ланты», так что нам компенсировали большую часть убытков. Но мы с тех пор осторожны: берем предоплаты, и если предоставляем российским туроператорам кредит, то очень небольшой. Возможно, теперь придется уделять еще больше внимания финансовой дисциплине. Ведь нам постоянно звонят клиенты из России, спрашивают, забронирован ли для них номер, получены ли деньги.
Знали наперед
Евгения Рыжакова, PR-менеджер по Восточной Европе туроператора Gartour, Италия
Наша компания специализируется на приеме туристов из России и СНГ – раньше мы получали из этих стран порядка 50% клиентуры. Но сейчас, по известным причинам, продажи падают. Все обанкротившиеся туроператоры, кроме «Невы», были партнерами Gartour.Тем не менее особых финансовых потерь у нашей компании нет: мы очень хорошо знаем рынок, поэтому заранее видели, к чему идет дело.
Итальянские отельеры стали крайне осторожны, требуют деньги вперед не только у российских туроператоров, с которыми работают напрямую, но и у нас. И я считаю, что это вполне оправданная политика. К сожалению, череда крахов не закончилась – осенью в России закроются еще несколько компаний.
Снижение продаж в СНГ мы планируем компенсировать за счет растущих рынков сбыта – Америка, Индия, Китай. Например, турпотоки из Китая увеличиваются на 30–40% ежегодно.
Кто зависел от России, сейчас роняет сервис
Алексей Парфененок, российский представитель гостиничной группы Palladium (штаб-квартира на Ибице)
Российский туристический рынок кардинально меняется, и я убеждаюсь в том, как правильно сделал, что закрыл свою туроператорскую компанию ITC (в 2012 г. – Прим. ред.). Все отношения с клиентами и партнерами улажены, сотрудники пристроены… Я сказал тогда своим коллегам: «Были в туризме хорошие времена, но они прошли и не вернутся».
Управленцы Palladium смотрят на банкротства в России и спрашивают меня: что с этим делать? В финансовом плане они не пострадали. Среди туроператоров, которые прекратили бизнес, был один наш крупный партнер – «Южный Крест», но с ним, как и с другими российскими компаниями, работа всегда шла на условиях предоплаты. Так что расстались с сожалением, но без потерь. Однако общее снижение активности на нашем рынке – для Palladium процесс неблагоприятный.
Нельзя сказать, что группа сильно зависит от турпотоков из России. Большую часть клиентуры получает от туроператоров из Канады, США, Европы, только платят эти партнеры постфактум, взаиморасчеты происходят раз в полгода. А российские компании, как я уже сказал, обеспечивали равномерный приток денег. Но сейчас они просят снижать цены, а владельцы Palladium принципиально держат марку…
Кстати, в Испании очень отчетливо прослеживается тенденция: отельеры, которые сделали ставку на Россию, под давлением наших туроператоров опускают тарифную планку. А вслед за ней и качество сервиса.
Две заявки вместо десяти
Даша Никонова, менеджер по продажам и маркетингу компании Amega, Вьетнам
Спрос падает на глазах. За тот же период, за который раньше наши менеджеры обрабатывали по десять заявок, сейчас они получают в среднем две. Самым устойчивым оказался сегмент VIP-туризма, он наименее подвержен спаду продаж.
Надо диверсифицировать бизнес. Будем развивать другие рынки сбыта – прежде всего Казахстан.
Туристы идут прямо к нам
Андрей Маслов, главный представитель в России туроператора AnhDuongVN, Вьетнам
В последнее время отчетливо вижу новую тенденцию: стало больше частных лиц – туристов, которые ищут прямые выходы на принимающих туроператоров за рубежом. Это опытные путешественники, которые знают, что им надо, и готовы платить за границу.
Очевидно, что снижение организованного турпотока во Вьетнам, вызванное кризисом на российском туристическом рынке, будет отчасти компенсировано увеличением количества самостоятельных путешественников. Другой вопрос, что для принимающих компаний эта смена контингента усложнит работу: обслуживание заявок от частных лиц – трудозатратный процесс.
Если говорить конкретно о нашей компании, то общая тенденция снижения организованных турпотоков нас точно не коснется, поскольку у нас есть базовый российский партнер – «Пегас». Ждем очень активного сезона.



