logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 06 мая 2014

Плюс-минус конкуренция

Чем живут коллеги в братских республиках? Легкая экскурсия по туристическим рынкам стан СНГ

Аутгоинг: прикинем турпотоки

Плюс-минус конкуренция

(Продолжение. Начало статьи - здесь)

Интересно было бы оценить совокупные турпотоки азербайджанского рынка, но… не представляется возможным. По крайней мере в аутгоинге.

Есть цифра от отдела туризма: в 2013 году граждане страны совершили 4 284 662 выезда за рубеж. Однако какой процент из этого количества совершили поездки по причине бизнеса, рабочих командировок, учебы, долю туристических поездок официально никто не вычислял.

Просто к сведению: получается, что в Азербайджане выезжает за границу почти половина населения (общее количество которого составляет 9 525 745 человек). При этом общая численность всех азербайджанцев, выезжающих за рубеж с любыми целями, сопоставима с объемами турпотоков одного-двух крупных российских ТО. Например, «Пегас Туристик» в 2013 году отправил из России в разные страны мира порядка 3 200 000 человек. «Библио Глобус» – около 2 000 000.

Возвращаясь к азербайджанскому рынку выездного туризма. По мнению экспертов, по емкости он сравним с рынком довольно крупного российского областного центра.

Самое массовое направление аутгоинга – Турция. В этой стране для азербайджанцев нет ни визовых, ни языковых барьеров, так что многие бронируют перевозку и размещение самостоятельно. Но и «организованный» турпоток велик. Важный факт: на этом направлении есть ярко выраженный лидер – бакинский туроператор Era Style, который держит эксклюзив на чартерную перевозку в Турцию. Причем блоков и билетов не продает, только турпакеты.

Одни говорят, что Era Style сдерживает конкуренцию административными рычагами, другие возражают: просто больше никто не хочет рисковать и вкладываться в транспортные программы. Так или иначе, у азербайджанских турфирм два варианта: бронировать туры в Турцию у Era Style (так большинство и делает) или же верстать собственные пакеты на базе регулярной перевозки.

Второе по объемам направление дальнего зарубежья – ОАЭ. Там Era Style с прошлого сезона тоже держит чартерные емкости, а другие имеют доступ только к регулярке.

Среди массовых рынков аутгоинга эксперты называют также Россию, Грузию.

В высокий сезон заявляются короткие чартерные цепочки в Грецию и Черногорию. (Была еще туристическая перевозка на Сплит, но после того, как Хорватия ввела визы, турпоток на направлении резко сократился.) Постепенно растет клиентский спрос на экскурсионку и шопинг в Западной Европе. В моду входят Таиланд, Сингапур, Малайзия, Шри-Ланка.

Инкаминг. Страна сказала: «Надо!»

В отличие от аутгоинга, въездной и внутренний туризм – важная для государства сфера бизнеса, поэтому здесь ведется учет турпотоков. В 2013 году Азербайджан посетили 2 508 000 иностранцев, из них 1 870 000 – с туристическими целями. Главными поставщиками клиентуры считаются соседние страны: Россия, Грузия, Украина, Казахстан. Люди едут с разными целями – отдых на морских и горнолыжных курортах, экскурсионка и, между прочим, лечение.

Постепенно растет и численность гостей из дальнего зарубежья, многие из них посещают Азербайджан в ходе продолжительных экскурсионных туров по странам Великого шелкового пути.

Азербайджанские власти действительно намерены принимать активные меры для продвижения своих туристических возможностей на международном рынке. Открыли представительство в Москве через сотрудничество с компанией P&P Travel Marketing, выделили рекламный бюджет. Планируют активную PR-кампанию в Западной Европе и открыли второе в этом году представительство в Германии.

Между тем на пути развития инкаминга есть сдерживающие факторы. Мало кто из местных отельеров готов предоставлять комиссионные туроператорам. Получить групповой тариф у нацперевозчика AZAL, а также у других авиакомпаний, летающих в Азербайджан, тоже пока никому не удавалось. Очевидно, за малочисленностью организованных турпотоков.

В результате получается, что по деньгам для клиентов выгоднее бронировать перевозку и размещение напрямую. Особенно для россиян или, например, граждан Грузии, которым не требуется виза. Правда, если путешественники едут в страну впервые, то все равно предпочитают пользоваться услугами турфирм. И, уж конечно, без местной принимающей структуры не обойтись, когда нужна экскурсионная программа.

В Департаменте по развитию туризма знают о проблемах с ценообразованием на местном рынке. Планируют проводить с отельерами и перевозчиками разъяснительную работу, пропагандировать режим наибольшего благоприятствования для туроператоров.

Государство стремится развивать и внутренний туризм. Сейчас реализуется масштабный маркетинговый проект – анализируется конкурентоспособность местной индустрии гостеприимства. Цель – выяснить, куда и зачем конкретно едут туристы за границу. А в дальнейшем – предложить аналогичный сервис внутри страны, чтобы деньги азербайджанцев по максимуму оставались в Азербайджане.

Баш на баш

Итак, вы прочитали краткий обзор туристического бизнеса в Азербайджане. Теперь вопрос: могут ли иностранные туроператоры – допустим, российские – каким-то образом в этом бизнесе поучаствовать?

Пока иностранцев здесь нет. И распространено мнение, что существуют неявные барьеры для защиты местных производителей от пришельцев.

В этом контексте эксперты вспоминают о том, как в конце 90-х на азербайджанский рынок заходил Thomas Cook, но продержался очень недолго. То ли встретил сопротивление, то ли (что более вероятно) здесь тогда еще отсутствовала почва для развития туристического бизнеса.

Говорят, что к Азербайджану присматриваются «Пегас Туристик», Coral Travel. Казалось бы, туроператорам с турецким менталитетом было бы вполне логично прописаться в Баку. В «Пегасе», кстати, подтверждают: да, интерес есть. Но в практическую плоскость он пока не перешел.

Очевидно, что осваивать Азербайджан так же, как Украину, Белоруссию или, допустим, крупные региональные рынки России, не вариант. Не дадут местные коллеги поднять эскадрилью чартеров и уронить ценовую планку.

Тогда как?

Может быть, по примеру TEZ Tour? Это единственный российский бренд, представленный в Баку. Как выяснилось, работает под ним не туроператорский офис, а местное уполномоченное агентство.

Между тем российские туроператоры начинают развивать отправку клиентуры в Азербайджан. И вот этот формат сотрудничества бакинские коллеги, конечно, приветствуют на всех уровнях.

Например, в прошлом году на данном направлении стартовал «Пантеон». А еще на сайте «Библио Глобуса» есть страница «Туры в Азербайджан» – правда, она пока в разработке. И если будет прогресс, то со временем, возможно, Баку откроется для наших игроков как рынок сбыта их собственного продукта. В какой-то мере. На условиях взаимности.

То есть баш на баш.

***
Азербайджан на пороге фингарантий

Туристический рынок страны – на пороге масштабной законодательной реформы, сообщил «ГЛ» Фикрет Мамедов, начальник сектора планирования и развития отдела туризма. Завершается формирование нового проекта отраслевого закона с учетом мнений различных заинтересованных сторон.

Этот новый закон, вступление в силу которого ожидается в 2015 году, по своему объему потянет на кодекс. В нем очень подробно регламентируются различные аспекты деятельности турфирм, включая разделение на туроператоров и агентов. Для производителей туруслуг предполагается введение фингарантии.

Активное участие в законотворческой деятельности принимают участники индустрии, туркомпании, отели и профессиональные туристические ассоциации, в том числе AZTA. Председатель правления ассоциации Нахид Багиров высказал мнение, что размер туроператорских фингарантий должен варьироваться в зависимости от масштабов бизнеса, верхний предел – 100 000 манат (4 592 000 рублей).

Дубай отдыхает!

«Вы когда-нибудь были в Баку?» – спрашивает Нахид Багиров, председатель правления AZTA. «Если не были, обязательно приезжайте, вы будете удивлены! За последние годы столица Азербайджана так преобразилась, что Дубай и Париж отдыхают. А самое главное – это гостеприимство, то самое, каким всегда славилась наша страна. Многие бывшие республики СССР его утратили, Азербайджан – сохранил. Российским туроператорам гарантирована всемерная поддержка, их клиентам – качественный сервис».

Сегодня это утверждение в той или иной степени касается и некоторых других регионов Азербайджана. Фешенебельные отели, в том числе международных брендов, горнолыжные курорты, конгресс-центры, парки детских развлечений – это не только столица, но и ряд других регионов страны, к примеру Габала, Гусары, Нафталан.

Показателем доверия к туристическому потенциалу Азербайджана считают вхождение на рынок международных гостиничных сетей: Jumeirah, Marriott, Hilton, Fairmont, Sheraton, Hyatt, Four Seasons, Rixos, Ramada. Скоро появятся объекты Swiss Hotel, Ritz-Carlton, Intercontinental.

Развитие инфраструктуры позволило стране ставить более амбициозные планы в развитии MICE. Создано Азербайджанское конгресс-бюро под руководством Флориана Сенгмшмидта, которого многие помнят по его многолетней работе в качестве главы Австрийского туристического представительства в России.

Что касается внедрения наших компаний в аутгоинговый сектор азербайджанской туротрасли, г-н Багиров уверен: прошел тот момент, когда они могли это сделать. Сейчас рынок сформирован и может предлагать свои правила игры. «Одно из этих правил: выгода должна быть взаимной. Я бы не хотел, чтобы в нашем бизнесе появился этакий большой пылесос, начал бы собирать здесь клиентские и финансовые потоки, не давая стране ничего взамен».

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение