Чем живут коллеги в братских республиках? Легкая экскурсия по туристическим рынкам стан СНГ
Аутгоинг: прикинем турпотоки

(Продолжение. Начало статьи - здесь)
Интересно было бы оценить совокупные турпотоки азербайджанского рынка, но… не представляется возможным. По крайней мере в аутгоинге.
Есть цифра от отдела туризма: в 2013 году граждане страны совершили 4 284 662 выезда за рубеж. Однако какой процент из этого количества совершили поездки по причине бизнеса, рабочих командировок, учебы, долю туристических поездок официально никто не вычислял.
Просто к сведению: получается, что в Азербайджане выезжает за границу почти половина населения (общее количество которого составляет 9 525 745 человек). При этом общая численность всех азербайджанцев, выезжающих за рубеж с любыми целями, сопоставима с объемами турпотоков одного-двух крупных российских ТО. Например, «Пегас Туристик» в 2013 году отправил из России в разные страны мира порядка 3 200 000 человек. «Библио Глобус» – около 2 000 000.
Возвращаясь к азербайджанскому рынку выездного туризма. По мнению экспертов, по емкости он сравним с рынком довольно крупного российского областного центра.
Самое массовое направление аутгоинга – Турция. В этой стране для азербайджанцев нет ни визовых, ни языковых барьеров, так что многие бронируют перевозку и размещение самостоятельно. Но и «организованный» турпоток велик. Важный факт: на этом направлении есть ярко выраженный лидер – бакинский туроператор Era Style, который держит эксклюзив на чартерную перевозку в Турцию. Причем блоков и билетов не продает, только турпакеты.
Одни говорят, что Era Style сдерживает конкуренцию административными рычагами, другие возражают: просто больше никто не хочет рисковать и вкладываться в транспортные программы. Так или иначе, у азербайджанских турфирм два варианта: бронировать туры в Турцию у Era Style (так большинство и делает) или же верстать собственные пакеты на базе регулярной перевозки.
Второе по объемам направление дальнего зарубежья – ОАЭ. Там Era Style с прошлого сезона тоже держит чартерные емкости, а другие имеют доступ только к регулярке.
Среди массовых рынков аутгоинга эксперты называют также Россию, Грузию.
В высокий сезон заявляются короткие чартерные цепочки в Грецию и Черногорию. (Была еще туристическая перевозка на Сплит, но после того, как Хорватия ввела визы, турпоток на направлении резко сократился.) Постепенно растет клиентский спрос на экскурсионку и шопинг в Западной Европе. В моду входят Таиланд, Сингапур, Малайзия, Шри-Ланка.
Инкаминг. Страна сказала: «Надо!»
В отличие от аутгоинга, въездной и внутренний туризм – важная для государства сфера бизнеса, поэтому здесь ведется учет турпотоков. В 2013 году Азербайджан посетили 2 508 000 иностранцев, из них 1 870 000 – с туристическими целями. Главными поставщиками клиентуры считаются соседние страны: Россия, Грузия, Украина, Казахстан. Люди едут с разными целями – отдых на морских и горнолыжных курортах, экскурсионка и, между прочим, лечение.
Постепенно растет и численность гостей из дальнего зарубежья, многие из них посещают Азербайджан в ходе продолжительных экскурсионных туров по странам Великого шелкового пути.
Азербайджанские власти действительно намерены принимать активные меры для продвижения своих туристических возможностей на международном рынке. Открыли представительство в Москве через сотрудничество с компанией P&P Travel Marketing, выделили рекламный бюджет. Планируют активную PR-кампанию в Западной Европе и открыли второе в этом году представительство в Германии.
Между тем на пути развития инкаминга есть сдерживающие факторы. Мало кто из местных отельеров готов предоставлять комиссионные туроператорам. Получить групповой тариф у нацперевозчика AZAL, а также у других авиакомпаний, летающих в Азербайджан, тоже пока никому не удавалось. Очевидно, за малочисленностью организованных турпотоков.
В результате получается, что по деньгам для клиентов выгоднее бронировать перевозку и размещение напрямую. Особенно для россиян или, например, граждан Грузии, которым не требуется виза. Правда, если путешественники едут в страну впервые, то все равно предпочитают пользоваться услугами турфирм. И, уж конечно, без местной принимающей структуры не обойтись, когда нужна экскурсионная программа.
В Департаменте по развитию туризма знают о проблемах с ценообразованием на местном рынке. Планируют проводить с отельерами и перевозчиками разъяснительную работу, пропагандировать режим наибольшего благоприятствования для туроператоров.
Государство стремится развивать и внутренний туризм. Сейчас реализуется масштабный маркетинговый проект – анализируется конкурентоспособность местной индустрии гостеприимства. Цель – выяснить, куда и зачем конкретно едут туристы за границу. А в дальнейшем – предложить аналогичный сервис внутри страны, чтобы деньги азербайджанцев по максимуму оставались в Азербайджане.
Баш на баш
Итак, вы прочитали краткий обзор туристического бизнеса в Азербайджане. Теперь вопрос: могут ли иностранные туроператоры – допустим, российские – каким-то образом в этом бизнесе поучаствовать?
Пока иностранцев здесь нет. И распространено мнение, что существуют неявные барьеры для защиты местных производителей от пришельцев.
В этом контексте эксперты вспоминают о том, как в конце 90-х на азербайджанский рынок заходил Thomas Cook, но продержался очень недолго. То ли встретил сопротивление, то ли (что более вероятно) здесь тогда еще отсутствовала почва для развития туристического бизнеса.
Говорят, что к Азербайджану присматриваются «Пегас Туристик», Coral Travel. Казалось бы, туроператорам с турецким менталитетом было бы вполне логично прописаться в Баку. В «Пегасе», кстати, подтверждают: да, интерес есть. Но в практическую плоскость он пока не перешел.
Очевидно, что осваивать Азербайджан так же, как Украину, Белоруссию или, допустим, крупные региональные рынки России, не вариант. Не дадут местные коллеги поднять эскадрилью чартеров и уронить ценовую планку.
Тогда как?
Может быть, по примеру TEZ Tour? Это единственный российский бренд, представленный в Баку. Как выяснилось, работает под ним не туроператорский офис, а местное уполномоченное агентство.
Между тем российские туроператоры начинают развивать отправку клиентуры в Азербайджан. И вот этот формат сотрудничества бакинские коллеги, конечно, приветствуют на всех уровнях.
Например, в прошлом году на данном направлении стартовал «Пантеон». А еще на сайте «Библио Глобуса» есть страница «Туры в Азербайджан» – правда, она пока в разработке. И если будет прогресс, то со временем, возможно, Баку откроется для наших игроков как рынок сбыта их собственного продукта. В какой-то мере. На условиях взаимности.
То есть баш на баш.
***Азербайджан на пороге фингарантий
Туристический рынок страны – на пороге масштабной законодательной реформы, сообщил «ГЛ» Фикрет Мамедов, начальник сектора планирования и развития отдела туризма. Завершается формирование нового проекта отраслевого закона с учетом мнений различных заинтересованных сторон.
Этот новый закон, вступление в силу которого ожидается в 2015 году, по своему объему потянет на кодекс. В нем очень подробно регламентируются различные аспекты деятельности турфирм, включая разделение на туроператоров и агентов. Для производителей туруслуг предполагается введение фингарантии.
Активное участие в законотворческой деятельности принимают участники индустрии, туркомпании, отели и профессиональные туристические ассоциации, в том числе AZTA. Председатель правления ассоциации Нахид Багиров высказал мнение, что размер туроператорских фингарантий должен варьироваться в зависимости от масштабов бизнеса, верхний предел – 100 000 манат (4 592 000 рублей).
Дубай отдыхает!
«Вы когда-нибудь были в Баку?» – спрашивает Нахид Багиров, председатель правления AZTA. «Если не были, обязательно приезжайте, вы будете удивлены! За последние годы столица Азербайджана так преобразилась, что Дубай и Париж отдыхают. А самое главное – это гостеприимство, то самое, каким всегда славилась наша страна. Многие бывшие республики СССР его утратили, Азербайджан – сохранил. Российским туроператорам гарантирована всемерная поддержка, их клиентам – качественный сервис».
Сегодня это утверждение в той или иной степени касается и некоторых других регионов Азербайджана. Фешенебельные отели, в том числе международных брендов, горнолыжные курорты, конгресс-центры, парки детских развлечений – это не только столица, но и ряд других регионов страны, к примеру Габала, Гусары, Нафталан.
Показателем доверия к туристическому потенциалу Азербайджана считают вхождение на рынок международных гостиничных сетей: Jumeirah, Marriott, Hilton, Fairmont, Sheraton, Hyatt, Four Seasons, Rixos, Ramada. Скоро появятся объекты Swiss Hotel, Ritz-Carlton, Intercontinental.
Развитие инфраструктуры позволило стране ставить более амбициозные планы в развитии MICE. Создано Азербайджанское конгресс-бюро под руководством Флориана Сенгмшмидта, которого многие помнят по его многолетней работе в качестве главы Австрийского туристического представительства в России.
Что касается внедрения наших компаний в аутгоинговый сектор азербайджанской туротрасли, г-н Багиров уверен: прошел тот момент, когда они могли это сделать. Сейчас рынок сформирован и может предлагать свои правила игры. «Одно из этих правил: выгода должна быть взаимной. Я бы не хотел, чтобы в нашем бизнесе появился этакий большой пылесос, начал бы собирать здесь клиентские и финансовые потоки, не давая стране ничего взамен».



