logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 09 августа 2012

Самооборона без оружия

Рынок так яростно сопротивлялся одиозной поправке «От имени и по поручению», что ее из законопроекта убрали. Заменили на формулировку, которая тоже чревата, но еще непонятно чем. Все зависит от того, как сложится судебная практика. А пока ТО пытаются подстраховаться: требуют с посредников депозиты, навязывают неудобные для них формы договора.

Туроператоры – о депозитах, договорах купли-продажи и прочих драконовских мерах

Самооборона без оружия

«От имени и по…». Вид сбоку

После реформы розничный рынок как был, так и остался вне всякого государственного регулирования, но законодатель не отказался от попыток возложить всю ответственность за косяки турагентств на их поставщиков. В последней редакции ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» читаем: «Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени» (ч. 5 ст. 9). Эта формулировка дословно повторяется в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. с дополнительным комментарием, что туроператор всегда отвечает за неоказание или ненадлежащее оказание туруслуг, «независимо от того, кем они должны были оказываться».

Звучит угрожающе, но само по себе ничего не меняет. Ведь в законе не сказано, как именно должны быть юридически скреплены отношения между производителем и посредником в туризме. Например, туроператору никто не мешает отказаться от агентского соглашения и настоять на заключении старого доброго договора купли-продажи, по которому турпродукт переходит в собственность посредника и тот формально отвечает перед потребителем за все.

Остается и множество других, гораздо более витиеватых договорных схем, позволяющих размыть зоны ответственности ТО и ТА. Только неизвестно, будут ли они работать на деле. Вопрос в том, как сложится правоприменительная практика. Адвокат Илья Тугуев отмечает, что были случаи, когда суды, вникнув в содержание договоров купли-продажи, признавали их по сути агентскими и взыскивали с ТО по полной программе. А сейчас, по мнению многих участников рынка, есть очевидный государственный курс: за все в ответе туроператор. И очень вероятно, что именно из этого посыла будут исходить суды при разрешении потребительских конфликтов, а специфика договорных отношений между участниками процесса вообще утратит значение.

Соломка тонким слоем

Итак, правила игры опять невнятны, что же остается туроператорам? Попытаться хоть как-то застраховать себя от непрофессиональных и недобросовестных ТА, но не оттолкнуть при этом остальных дистрибьюторов. TEZ Tour, например, еще в июне предложил партнерам внести депозит – 10% от прошлогоднего среднемесячного объема продаж. Либо перейти с агентского договора на куплю-продажу.

Мало чем этот депозит поможет туроператору. В частности, Александр Мкртчян, директор турфирмы «Розовый Слон» (Ростов-на-Дону), подсчитал, что для его компании депозит составит порядка 50 тыс. рублей. Сумма среднего потребительского иска выше.

Очевидно, что TEZ всего лишь чистит свою агентскую сеть от совсем слабых посредников и случайных партнеров, которые присылают по паре заявок в год. «А заодно получает дополнительные оборотные средства», – язвят «доброжелатели».

Вторая мера самозащиты туроператоров – отказ работать с субагентами. Самый категоричный и последовательный противник этой практики – «Пегас Туристик». Гендиректор компании Анна Подгорная считает, что многослойные посреднические прокладки надо выявлять и устранять. Ведь прямых агентов еще можно как-то контролировать, а вот когда бронирование идет через десятые руки, то потом туроператору придется отвечать перед потребителями за совершенно неизвестных ему продавцов.

Есть и альтернативная точка зрения. В частности, «Натали Турс» когда-то целенаправленно насаждала субагентскую схему продаж и практикует ее до сих пор, хотя уже в меньших масштабах. С точки зрения Олега Хигера, директора по продажам компании, эта система сбыта сама по себе не является опасной, равно как и депозиты как таковые ни от чего не страхуют туроператора. (Кстати, «Натали» еще несколько лет назад ввела фиксированные возвратные депозиты для новых партнеров – сначала 30, позже 50 тыс. рублей). «Для ТО существует только один способ оградить себя от дилетантов и недобросовестных ТА, – говорит г-н Хигер, – надо постоянно отслеживать финансовую дисциплину дистрибьюторов».

Анна Подгорная с этим согласна. Сейчас в «Пегасе» идет ревизия партнерской базы, и некоторым компаниям предлагают перейти с агентского соглашения на договор купли-продажи. Речь идет о тех дистрибьюторах, кто неаккуратно присылает отчеты агента (а значит, работает вчерную) или же некорректно продает продукт, чем навлекает судебные иски на себя и поставщика.

Понятно, что депозиты, изменение договорной практики, чистка агентских рядов – меры крайне непопулярные.


  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение