logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 19 октября 2012

Штрафной Новый год

«Веди Тур» решил дисциплинировать агентов штрафами, достигающими 100%, за отказ от новогодних туров за целых 2 месяца...

Штрафной Новый годКуда заведет инициатива «Веди тур». Мнения юристов

На днях на сайте компании «Веди Тур Групп» появилось такое объявление: «Обращаем ваше внимание, что при аннулировании тура на заезды с 20.12.12 по 10.01.13 менее чем за 60 календарных дней до даты заезда взимается штраф до 100%». Это правило распространяется на все направления, которыми занимается туроператор.

На первый взгляд, практика повышенных штрафов на высокие даты не нова, условия аннуляции туров, приходящихся на них, прописываются в договорах ТО и ТА. С другой стороны, вопросы вызывает публичность. Нужно ли демонстрировать жесткие и непопулярные меры? Которые, к тому же, не вполне монтируются с положениями закона «О защите прав потребителей»? Зачем привлекать внимание контролирующих органов, да и всего рынка?

По словам Галины Скобельчихиной, заместителя директора по продвижению туристического продукта «Веди Тур Групп», туроператор таким образом решил дисциплинировать своих агентов: «Мы еще ни разу не взимали с наших партнеров 100%-ные штрафы, всегда идем навстречу клиентам, но предупредить о том, что штрафы за аннуляцию могут достигать 100% обязаны, мы просто оговорили правила игры, чтобы потом у клиентов не возникало вопросов».

То есть это – некая акция устрашения турагентов, которые не всегда внимательно читают все пункты агентского договора? И теперь они, в свою очередь, должны будут «дисциплинировать» своих клиентов? Но насколько обещанные меры соответствуют действующему законодательству?

Мнения юристов на этот счет разделились. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них.

Федор Коробков, юрист «Клуба защиты прав туриста»

Все эти заявления – исключительно проблема ТО. Штрафы по своей природе незаконны: ни для туриста, ни для агента. Статью 32 закона "О защите прав потребителей" еще никто не отменял. Если туристам что-то мешает отправиться в поездку, им следует написать заявление об аннуляции тура и потребовать возврата всех денег, а в случае отказа – обращаться в суд.

Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела «Персона Грата»

При рассмотрении дела в суде, суд в большинстве случаев исследует размер фактически понесенных расходов, связанных с отказом от поездки. Письма от туроператора с указанием размера штрафных санкций для подтверждения расходов будет недостаточно.

Независимо от того, к кому предъявляется иск – турагенту или туроператору – у туроператора (по инициативе суда или турагента) запрашиваются доказательства фактически понесенных расходов (оплата отелю, перевозчику). В случае если турист обращается с иском в суд, те штрафы, которые указаны в договоре агента и оператора, большой роли обычно не играют. А вот в досудебном порядке действительно размер штрафов оператора, указанный в его договоре, оспорить крайне трудно.

Илья Тугуев, адвокат

Сразу хочу заметить, что необходимо различать договоры, заключаемые ТА или ТО непосредственно с туристом или иным заказчиком турпродукта, и договоры, заключаемые между ТО и ТА.

Первая категория - это классические договоры на оказание туристических услуг. Законодательство (как Гражданский кодекс РФ, так и закон "О защите прав потребителей") предусматривает право заказчика/потребителя в одностороннем порядке оказаться от исполнения договора об оказании услуг. В этом случае исполнитель (ТО или ТА, в зависимости от того, с кем туристом заключен договор) имеет право требовать возмещения фактически понесенных им расходов, и только.

Никакая дополнительная ответственность в договоре не может быть установлена, а если это сделано, то это незаконно, что подтверждается многочисленной судебной практикой. И, кстати, ТО или ТА, заключившие договор туристом, в котором предусмотрены штрафы при отказе туриста от поездки, рискуют быть привлеченными органами Роспотребнадзора к административной ответственности за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей (ст.14.8 кодекса «Об административных правонарушениях», штраф от 10 до 20 тыс. руб.).

Что касается собственно договоров между ТО и ТА, то вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Договор между ТО и ТА, по сути, является агентским договором (как бы он не назывался сторонами), а не договором на оказание услуг.

Вот почему я не разделяю однозначность вывода Правовой комиссии РСТ о незаконности штрафов в договорах между ТО и ТА. В обоснование своей позиции Правовая комиссия ссылается на ст.782 Гражданского кодекса РФ об одностороннем отказе от исполнения договора оказания услуг и судебную практику по таким спорам.

Считаю, что положения закона об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора оказания услуг не применимы к отношениям сторон агентского договора, тем более что безусловное право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договору оказания услуг является скорей исключением, чем правилом.

В соответствии со ст.330 Гражданского кодекса РФ штраф является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Между тем турагент не сам отказывается от заказанных услуг - это зависит от действий туриста. Таким образом, получается, что ТО фактически штрафует туриста за односторонний отказ от исполнения договора на оказание услуг, хотя при этом и не находится с ним в договорных отношениях.

Рассматривая иски туристов о возврате уплаченных денежных средств при отказе от поездки, суды зачастую не принимают во внимание штрафы, предусмотренные договором между ТО и ТА, и требуют от ТО доказать фактически понесенные расходы.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение