Туроператоры-горнолыжники подсчитывают объемы раннего бронирования, делят наследство «Асент Трэвел», обсуждают интриги в транспортной сфере. Сезон как сезон – очередная хлопушка с сюрпризом. Знать бы заранее, что из нее вылетит и в кого попадет.
Туроператоры-горнолыжники подсчитывают объемы раннего бронирования, делят наследство «Асент Трэвел», обсуждают интриги в транспортной сфере. Сезон как сезон – очередная хлопушка с сюрпризом. Знать бы заранее, что из нее вылетит и в кого попадет.
Агрессоры и консерваторы
Показательный факт: работая бок о бок, туроператоры по-разному видят и оценивают события на рынке. В частности, заместитель гендиректора «Джет Тревел» Максим Приставко отмечает, что снижается общий уровень профессионализма производителей туруслуг в горнолыжной сфере. Появляется много новых игроков. В 2013 году «Южный Крест», «Библио Глобус», «Анекс Тур» заявили о намерении отправлять туристов на горные курорты. Но для них это лишь еще один пункт в ассортименте, который добавляется просто для количества, а то и случайно, отмечает г-н Приставко, и вообще, на рынке осталась лишь горстка туроператоров, которых можно с полным правом назвать специалистами по горным лыжам. По мнению эксперта, для потребителей это плохо – им предлагают продукт удобоваримый, но… так сказать, далекий от идеала по вкусовым качествам. Например, в той же Австрии новому туроператору не достать номеров в востребованных отелях на популярных курортах – приходится брать, что доступно.
Другие эксперты отмечают, что узкая специализация дает свои преимущества, однако на них теперь далеко не уедешь, максимум – перекочуешь из массового оперейтинга в область нишевого бизнеса. Рынок прирастает за счет клиентов, которые не имеют опыта в катании, и не разбираются в горнолыжных брендах, а летят на горные курорты через те же турфирмы, где обычно покупают пляжные туры.
Что же касается расслоения среди туроператоров-горнолыжников – оно, действительно, бросается в глаза, говорит гендиректор PAC Group Илья Иткин. С его точки зрения, игроки в данной сфере окончательно поделились на два лагеря. Это, во-первых, агрессивно растущие туроператоры, а во-вторых, - консервативные, не склонные рисковать компании с известными брендами, чьи доли рынка постепенно сокращаются, хотя это пока не оказывает заметного влияния на их имидж.
Одним из таких «консерваторов» был «Асент Трэвел» - значился на второй позиции в сводном рейтинге предпочтений сотрудничества по горнолыжному туризму, но контролировал на момент ухода гораздо более скромную долю рынка. «И все же оставался достаточно мощным игроком, поэтому его уход привел к заметному перераспределению сфер влияния», - говорит Юрий Гриценко, начальник аналитического департамента TEZ Tour.
Наследство «Асента»
Кстати, вопрос о том, «кому достанется наследство «Асента», активно муссировался в горнолыжной сфере накануне сезона. Турпотоки, кадры, гостиничные емкости – вот те активы, которые могли представлять интерес для оставшихся.
Турпоток естественным образом – стихийно – растекся по рынку. Все игроки констатируют рост объемов раннего бронирования; в частности, гендиректор «Эрцог» Михаил Мусинянц говорит о 30-процентном увеличении количества заявок по Австрии и Италии: «Одна из видимых причин тому – изменение конкурентной среды на рынке».
Юрий Гриценко сообщает даже о 45-процентном росте продаж по состоянию на 1 октября: «Наивысшие результаты показывают Андорра и Австрия». Аналогичные цифры – в PAC Group. (Впрочем, Илья Иткин отмечают, что это именно эффект раннего бронирования, и в целом динамика по сезону должна быть более умеренной.)
Кадровый костяк «Асента», как известно, осел в «Южном Кресте», в связи с чем туроператор и заявил о своих видах на горнолыжный рынок. Конкуренты, конечно же, выразили скепсис: новый игрок вошел в сезон слишком поздно – начал гостиничный контрактинг в августе, когда остальные уже два месяца вели продажи. Программы были сверстаны, риски просчитаны, тем не менее, крупные игроки с готовностью пошли на повышение ставок, когда появилась неожиданная возможность законтрактировать дефицитные гостиничные емкости.
Например, в ассортименте TEZ Tour знатоки наверняка заметили австрийские Glueck Auf Garni Hotel, Glueck Auf Appartmen – бывшие эксклюзивы «Асента». PAC Group взял новые опции в Италии.
Эпицентр конкуренции
Главные транспортные интриги горнолыжного рынка разворачиваются, как обычно в Австрии. «В этом году ситуация здесь поменялась к лучшему в том смысле, что «Санрайз Тур» больше не получит «Аэрофлот» на Инсбрук за три копейки», - говорит Михаил Мусинянц. В самом деле, туроператор, которого раньше все подозревали в особой близости к нацперевозчику, на этот раз боролся за его емкости на открытых электронных торгах и выкупил все по завышенной, как говорят наблюдатели, цене. Средняя себестоимость кресла зашкаливает по причине запредельных тарифов на бизнес-класс, который оказался на 800 евро дороже эконома и продавался с ним в нагрузку.
Чем обернется для «Санрайза» эксклюзив на субботние рейсы в Инсбрук – конкурентным преимуществом или чрезмерной нагрузкой, покажет время. А пока его конкуренты прокладывают собственные воздушные пути в главный авиационный пункт Западного Тироля. По субботам туда еще летают Austrian Airlines, но у них неудобные слоты и достаточно высокие цены, поэтому блоков на бортах иноперевозчика никто из туроператоров не взял.
Вместо этого TEZ Tour, например, выступил с достаточно неожиданной чартерной инициативой – поднял на Инсбрук борт I Fly по воскресеньям (начнет полеты с января). И для ассортимента взял блоки на S7 по понедельникам, четвергам и воскресеньям (чего раньше кроме «Асента» никто не делал). Все эти дни недели, как известно, неудобны – местные отельеры настаивают на субботних заездах. Чтобы переломить эту тенденцию, оператор должен был пойти на дополнительные риски в коммитментам. Кроме того, он собирается возить туристов через Инсбрук в Италию.
Многие другие туроператоры предпочитают вообще не связываться с Инсбруком, а под организацию туров в Западный Тироль задействовать регулярные рейсы на Мюнхен. Среди них, например, «Джет Трэвел». «Это предполагает более продолжительный трансфер, зато дает экономию на перелете порядка 250-300 евро. Серьезный аргумент для многих туристов», - отмечает Максим Приставко.
PAC Group тоже предпочитает Инсбруку Мюнхен. Ну, и все активные игроки австрийского направления в этом сезоне расширили перевозку на Зальцбург.
Ждать ли профицита воздуха на этом самом массовом горнолыжном направлении? «Профицит здесь существовал всегда, и вполне вероятен в наступающем сезоне- говорит Юрий Гриценко. – Да будет, как обычно нелегко, но мы надеемся, что заявленные программы удастся выполнить».



