Зимой-2013/14 Россия поборется за место в TOP-3 поставщиков туристической клиентуры в Таиланд. Туроператоры и перевозчики расширяют программы. Непонятно, справятся ли аэропорты с предполагаемым количеством рейсов, и хватит ли комнат в востребованных отелях на всех желающих.
Сезон-2013/14: где сажать самолеты? Куда селить клиентов?

Зимой-2013/14 Россия поборется за место в топ-3 поставщиков туристической клиентуры в Таиланд. Туроператоры и перевозчики расширяют программы. Непонятно, справятся ли аэропорты с предполагаемым количеством рейсов и хватит ли комнат в востребованных отелях на всех желающих.
Туриндустрия Таиланда на подъеме. Отельеры настолько уверены в загрузке, что существенно подняли ценовую планку – в среднем на 10–15% от прошлогоднего уровня. Об этом стало известно еще в феврале. И в ходе контрактинга на предстоящую зиму управляющие многих популярных гостиниц дали понять, что хотят больше денег вперед – туроператорам следует увеличивать размеры коммитментов.
Со стороны отельеров это вполне оправданная тактика: их базовые рынки сбыта активны как никогда. Сумасшедшими темпами растут продажи в Китае. Согласно данным от таиландского представительства по туризму, именно Китай в прошлом году стал лидером по турпотокам в Таиланд, обогнав даже Малайзию, которая исторически держала первое место за счет приграничного обмена. На третьей позиции – Япония. А далее следует Россия, которая тоже показывает впечатляющую динамику: 1 млн 317 тыс. туристов за 2012 г. В прошлом сезоне спрос и предложение на направлении пребывали в балансе, SPO носили эпизодический характер – словом, туроператоры отработали зиму с прибылью.
Такая идиллия нехарактерна для Таиланда, и сомнительно, что она повторится. Все авиакомпании и туроператоры, претендующие на заметную долю рынка, намерены расширять программы.
Полетные планы верстаются обычно в августе-сентябре. Но в этом году авиационный контрактинг стартовал досрочно, поскольку «Аэрофлот» провел электронные торги на зиму еще в июне. А он на направлении задает тон, от его цен и объемов отталкиваются остальные. Соответственно, зашевелились и конкуренты.
Насчет тарифов: за кресло в блоке на Бангкок нацперевозчик запросил $750 (эконом-) и $1500 (бизнес-класс). «Высоковато», – прокомментировали туроператоры в кулуарах. И взяли на торгах лишь часть предложенных емкостей. Цены на Пхукет – $800 и $1600 – были признаны адекватными. Соответственно, «Аэрофлот» продал все, что предложил на аукционе.
Итак, верхняя тарифная планка обозначена. Перевозка «Трансаэро» и Thai Airways будет, как обычно, дешевле. Тут все предсказуемо. А вот что касается объемов…
По информации от партнеров «Аэрофлота», на момент подготовки этой статьи в авиакомпании обсуждалась возможность добавить на Бангкок еще четыре еженедельных рейса к тем одиннадцати, на которых реализованы блоки.
Сообщалось также, что количество частот на Пхукет может возрасти с трех до семи. (Вряд ли ради этого «Аэрофлот» назначит дополнительные электронные торги. Скорее всего, будет продавать «добавку» в формате обычных переговоров. Любопытно.)
Из стана заказчиков Thai Airways поступила информация, что авиакомпания может этой зимой впервые взлететь из Москвы на Пхукет и довести частоту полетов на Бангкок до семи раз в неделю.
Аппетиты «Трансаэро» пока не ясны. Но и этот перевозчик, несомненно, будет наращивать объемы на направлении.
Плюс к тому возможны сюрпризы. Ожидается, например, что «Пегас Туристик» впервые взлетит из Москвы в Таиланд на своей а/к NordWind. И конечно, будет расширяться во всех регионах присутствия. Руководство туроператорской компании говорит о планах по 30%-ному увеличению турпотоков.
Вообще расти намерены все: «Библио-Глобус» (кто бы сомневался), TEZ Tour, «Компания ПАКС», «Натали Турс»…
Совпадут ли – хотя бы приблизительно – планы игроков с потребностями рынка? Быть может. Особенно если сохранится и усилится политический стресс в Египте. Тогда российским туроператорам придется селить клиентов в заштатных и просто ранее не известных на нашем рынке отелях. А еще есть одна техническая проблема, актуальная для Пхукета, на который в последние сезоны смещается акцент спроса. Аэропорт на острове перегружен – в прошлом году уже работал на пределе. Соответственно, какие мы имеем перспективы с учетом общего роста полетных планов?
Первое – неудобные слоты.
Второе – частичная переориентация турпотоков о. Краби, откуда 200 км пути до Пхукета.
Ну и третье – снятие некоторого количества заявленных рейсов. Вот это, кстати, очень вероятно. Обещать – не значит жениться.
Прямая речь. Эксперты – о перспективах туристического Таиланда
Константин Кинель, руководитель представительства по туризму Таиланда
– Аэропорт Пхукета действительно перегружен. Правительство Таиланда приняло план по модернизации этого объекта, но до реализации дело пока не дошло. И можно предположить, что, когда там начнется ремонт, это будет настоящий коллапс. Аэропорт Бангкока – Суварнабхуми – тоже близок к пределу своих проектных мощностей. Словом, туроператорам надо думать об альтернативных вариантах.
Для Пхукета это Краби. 220 км – не такое уж большое расстояние. Для Паттайи – Утапао как замена Суварнабхуми. Есть смысл еще рассмотреть аэропорт Сурат Тхани, который можно задействовать под организацию туров на о. Самуи, где местный аэропорт не имеет технической возможности принимать большие самолеты. Сурат Тхани пока не получил статус международного аэропорта, но, насколько мне известно, это произойдет в ближайшем будущем.
Анна Подгорная, гендиректор «Пегас Туристик»
– Спрос на Таиланд идет по нарастающей. Соответственно, местные отельеры стали ценить себя выше. Хотят иметь гарантии со стороны туроператоров. На мой взгляд, это нормально. Для стабильной работы на направлении как минимум 25% номерного фонда сейчас надо брать на условиях коммитментов.
Максим Лобанов, гендиректор «Компании ПАКС»
– Дефицит номеров в востребованных отелях Таиланда – это реальность. Он обостряется, и серьезные игроки направления вели гостиничный контрактинг с учетом данного обстоятельства.
Относительно перевозки – прошлогодний объем я считаю оптимальным для направления. Емкость рынка в плане транспорта достигла своего предела. Если будет серьезный рост, то возникнут проблемы чисто технического характера. Впрочем, те полетные планы, которые заявляются в июле, вполне могут быть откорректированы ближе к началу сезона.



