Партнёрами туроператоров, исключённых из реестра в связи с антитурецкими санкциями, может заинтересоваться Роспотребнадзор
Партнёрами туроператоров, исключённых из реестра в связи с антитурецкими санкциями, может заинтересоваться Роспотребнадзор
Постановление правительства, запрещающее работу турецких компаний на территории России в сфере туризма с 1 января, затрагивает интересы не только туроператоров, но и их розничных партнёров. Турагентствами, которые используют бренды исключённых из реестра компаний, могут заинтересоваться Роспотребнадзор и другие инстанции, считают юристы. Что делать в случае проверки?
Предупреждён – значит вооружён
Как сообщили корреспонденту в юридической компании «Персона Грата», к ним уже поступают запросы от турагентств, которые просят дать рекомендации по общению с проверяющими инстанциями. Их опасения небеспочвенны. Из реестра исключён целый ряд юрлиц известных туроператоров, с которыми они сотрудничали. Кроме того, в постановлении правительства России от 30 декабря чёрным по белому написано, что в перечень услуг, которые на территории нашей страны запрещено оказывать с 1 января турецким компаниям, включена «деятельность туристических агентств». Ранее президент Путин внёс уточнения в свой указ от 28 ноября «О применении специальных экономических мер в отношении Турции»: под санкции подпали не только организации под турецкой юрисдикцией, но и «контролируемые гражданами Турции».
По мнению юристов, эти документы открывают широкие возможности для активности Роспотребнадзора и других контролирующих инстанций, включая правоохранительные структуры. Турагентствам надо быть готовым к последствиям.
Заклеить Турцию на карте
Как уже сообщал портал TourDom.ru, проверяющие из Роспотребнадзора начали интересоваться турецким турпродуктом сразу после того, как ноябрьским указом президент Путин остановил организованный турпоток в Турцию, рекомендовав приостановить продажи.
Представители турагентств, офисы которых подверглись плановым проверкам в декабре, рассказывают, что визитёры обращают внимание на каталоги, рекламную продукцию, любую информацию о Турции на сайтах. Но доходит и до абсурда. Судя по информации из соцсетей, в Кирове гости из Роспотребнадзора потребовали у турагентства снять табличку под часами, на которых было указано турецкое время, а в Новосибирске – заклеить название этой страны на карте мира. Председатель Комитета по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности ассоциации «Союз туристических агентств» Димитрий Морозов называет эти требования «отсутствием правовых оснований». Однако спорить не советует: мол, лучше всё убрать, чем доказывать свою правоту.
Если бренд оказался вдруг…
Спрятать каталоги, турецкие флажки и сувениры нетрудно. А как быть тем, у кого офис брендирован в стиле «Пегаса», «Корала» или «Анекса»? Убрать все упоминания об этих компаниях из франчайзингового агентства просто невозможно.
«Если правообладатель товарного знака, на основании договора с которым компания использует товарный знак (или с которым просто сотрудничает и имеет в офисе какую-либо атрибутику), не имеет в составе учредителей турецких граждан и/или организаций (а это можно проверить на сайте налоговой службы по сведениям из ЕГРЮЛ), то в реализации туристского продукта такого юрлица однозначно нет нарушений, поэтому и наличие вывесок с товарными знаками или эмблемами такого ТО тоже вполне правомерно», – отвечает директор по организации юридического обслуживания BLS Custos Group Полина Барабанова.
Сами туроператоры считают, что претензий к их розничным партнёрам быть не может. Вот что сообщили, например, в «Корал Тревел».
«У нас нет информации о проверках. Мы ничего не рекомендуем нашим агентствам, так как «Корал Тревел» не продает запрещённые Турцию и Египет, соответственно, агентства не имеют возможности их предлагать. Кроме того, хотим сообщить, что условия использования торгового знака Coral Travel определяет ООО «Корал Тревел Маркет», созданное в 2001 году. Руководитель и 100 %-ный участник – Кулинцева Наталия Владимировна. Других оснований для проверок мы не видим», – сообщила в ответ на запрос HotLine.travel руководитель отдела по связям с общественностью туроператора Марина Макаркова.
Если какие-то проверки всё же будут инициированы, то контролирующие инстанции в любом случае обязаны соблюсти процедуру. По словам Полины Барабановой, о проверке организация должна быть уведомлена как минимум за сутки (при внеплановой проверке) или за три дня (при плановой). К слову, она напоминает, что с 1 января 2016 года вступил в силу закон, освобождающий субъектов малого предпринимательства от плановых проверок на три года. Так что заявляться в турагентство после 1 января сотрудники Роспотребнадзора вправе только при наличии жалобы конкретного потребителя. Кроме того, они обязаны иметь при себе распоряжение вышестоящего лица, которое уполномочивает их проверить ту или иную компанию.
Однако из любого правила бывают исключения, говорят юристы. На пороге, например, может появиться не Роспотребнадзор, а гости из МВД: для тех, кто «при исполнении», трёхлетний мораторий – не указ.
Насколько глубоко проверяющие инстанции будут вникать в связи турагентств с туроператорами, пока неясно. Член правления РСТ Георгий Мохов сообщил, что ему неизвестно о фактах проверок только на основании того, что у турагентства над входом вывеска туроператора, чьи юрлица были исключены из реестра. Однако опасения на этот счёт у самих турагентств имеются. «Мне лично звонили по этому поводу руководители компаний из трёх разных регионов», – рассказал Георгий Мохов. Пока все обращения носят эмоциональный характер, но факты и прецеденты могут появиться в любой момент. По словам юриста, всё будет зависеть от усердия чиновников на местах.



