Активность старых и новых игроков на направлении может привести к новому агрессивному дележу рынка.
Активность старых и новых игроков на турецком направлении может «откатить» Турцию к временам жестких ценовых войн и агрессивному дележу рынка.
Российские туроператоры продолжают наращивать объемы перевозки в Турцию. Конечно, в какой-то мере это происходит ежегодно, но сейчас очевидно идет ускоренными темпами: на направлении активизировались два новых игрока.

Расстановка «фигур»
В прошлом году, когда «Библио Глобус» только начинал работу в Турции, старожилы направления всеми силами не давали ему там закрепиться. Но теперь компания стала эксклюзивным партнером сети отелей Crystal (и ряда других) и обещает отправить в 2014 году до 500 тысяч туристов в Турцию, то есть увеличить объемы в 2,5 раза.
Кроме того, на направление выходит ТО «Лабиринт» при поддержке такого крупного перевозчика как «Оренбургские авиалинии». В планах – из Москвы отправлять туристов три раза в неделю на «Оренбуржцах» и три раза – на «Уральских авиалиниях». Плюс перевозка из 16 региональных городов, которую «Лабиринт» будет осуществлять совместно с Coral на рейсах тех же «уральцев», а также Onur Air, «ЮТэйр» и Metrojet. В самом Coral Travel предпочли не рассказывать о своих намерениях. Но, судя по сайту туроператора, в Анталью он планирует летать из 30 городов России, включая Москву, плюс из нескольких городов будут также доступны рейсы в Даламан, Бодрум, Измир и Стамбул.
TEZ Tour тоже пока не раскрывает планы, ссылаясь на то, что программа еще не готова. Но, по словам генерального директора компании Владимира Каганера, TEZ не ставит своей целью наращивать объемы, и если они и увеличатся, то на 5-10%. Согласно информации на сайте оператора, туристы TEZ Tour будут летать в Турцию на и бортах своего IFly и на «Оренбуржцах» – рейсы последнего стоят из большинства регионов. При этом рейсов на «пегасовском» NordWind в Турцию в расписании Tez Tour не оказалось. Возможно, это связано с тем, что полетная программа еще не до конца сформирована, а может и с тем, что зимнее сближение TEZ Tour и «Пегас Туристик» оказалось временным.
Сам «Пегас» заявил, что увеличивает свои объемы на 30% - в первую очередь за счет постановки на маршруты новых машин, расширения географии вылетов и частот рейсов – в Анталью NordWind будет летать из 44 городов, а в Даламан – из 15. При этом только из Москвы запланировано 7000 кресел в неделю в Анталью, 1100 кресел – в Даламан и по 400 кресел в Измир и в Бодрум. Как сообщила гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная, пока никто из других игроков не делал заявок на перевозку NordWind, так что не исключено, что туроператор будет грузить свои борта самостоятельно. Впрочем, программа легко может быть скорректирована.
Оператор TUI Russia также наращивает присутствие в Турции. Компания начала сотрудничать с двумя новыми перевозчиками, благодаря которым TUI будет отправлять туристов в Турцию из всех столичных аэропортов: из Внуково на Turkish Airlines, из Шереметьево – на «Трансаэро» и, конечно, же на Metrojet из Домодедово. Видимо, расширяя пул перевозчиков, туроператор стремится избежать прошлогодних проблем со сбоями в расписании авиакомпании-партнера. Помимо Москвы у TUI запланирована перевозка еще из 8 городов, причем из некоторых заявлены не только рейсы в Анталью, но и в Даламан, который, по словам директора по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивора Вукелика, показал свою привлекательность в прошлом сезоне.
Отдельно стоит сказать об интриге с рейсами «Аэрофлота» в Анталью. На торгах нацперевозчика этот лот вновь не выставлялся, но при этом у некоторых ТО, в том числе у «Санрайза», в летнем расписании турецкая перевозка «Аэрофлота» присутствует. Это породило слух, будто бы вновь возобновилась продажа блоков избранным компаниям кулуарно. Но, как сообщили в пресс-службе «Санрайза», авиабилеты на регулярку «Аэрофлота» они реализуют как агенты авиакомпании, и здесь никоим образом не может идти речь о блоках.
Оценки наблюдателей
Оценивая активность новых и старых игроков турецкого рынка, генеральный директор IATI Сергей Бобков отмечает, что достаточно велик шанс того, что Турция будет «гореть» так же сильно, как Греция прошлым летом. «Если все, что заявлено, и правда полетит, то это может больно ударить по карманам туроператоров, и вновь начнутся жесткие ценовые войны, как это было 5-6 лет назад. В этом случае, турецкие отельеры может и выиграют, но вот для российского рынка ничего хорошего не произойдет», - предположил г-н Бобков.
В свою очередь представитель компании FTI Group в России Геннадий Косарев отметил, что поток туристов в Турцию вряд ли вырастет больше чем на 10% в сравнении с 2013 годом. Напомним, по последним данным в прошлом году в Турцию отправилось около 4 миллионов россиян. «Уверен, от турпотока стоит ждать не столько роста, сколько перераспределения – кто-то из туроператоров отправит меньше туристов, чем ожидает. А значит, и перевозка будет корректироваться – необязательно рейсы станут снимать вообще, скорее самолеты будут заменять менее вместительными или переставлять борта на более востребованные направления», - высказался эксперт.
Он также заметил, что объемы перевозки растут и в Грецию и в Испанию, а если учитывать, что эти страны стали все чаще выдавать многолетние мультивизы, то их нельзя сбрасывать со счетов. «Ко всему прочему сыграет роль и ситуация с курсом. Вряд ли доллар и евро будут падать, а потому российские курорты этим летом будут в большем выигрыше – тут также сыграет и положительный момент Олимпийских игр и волнения на Украине, из-за которых может упасть спрос на Крым», - добавил г-н Косарев.



