Туроператоры по России уже не первый год пытаются упаковать все услуги в пакет так, как это делают коллеги на выездных направлениях. Мешает слишком дорогая перевозка – у авиакомпаний нет резона предлагать блочные тарифы. Попытки изменить ситуацию есть, но идеи называют утопичными.
Туроператоры по России уже не первый год пытаются упаковать все услуги в пакет так, как это делают коллеги на выездных направлениях. Мешает слишком дорогая перевозка – у авиакомпаний нет резона предлагать блочные тарифы. Попытки изменить ситуацию есть, но идеи называют утопичными.
Как известно, 40–50% стоимости типового турпакета составляет именно перевозка. В России реальность такова, что авиакомпании предлагают туроператорам те же условия, что розничным клиентам. Ведь резона давать блоки мест нет: спрос на билеты в Сочи и Анапу слишком велик, перевозчики без проблем продают их в открытой продаже. Чартеры не выход, так как внутренние перевозки облагаются НДС.
Это приводит к тому, что стоимость отдыха на российском черноморском побережье зачастую оказывается неконкурентоспособной в сравнении с заграницей.
Особенно очевидно это было в июне, когда недельный отдых где-нибудь на Крите продавался по цене Ђ200 и даже ниже. Изменить ситуацию, по мнению экспертов, можно, если внести ряд законодательных инициатив. Например, Илья Уманский, генеральный директор туроператора «Алеан», высказал на совещании рабочей группы в Госдуме такую идею:
государство не должно облагать НДС авиабилеты по России, реализуемые в составе турпакетов. В этом случае у перевозчиков появится стимул сотрудничать с туроператорами. А те в свою очередь смогут предлагать туры на Черное море по выгодным ценам. Аналогичную схему можно применить и по отношению к владельцам отелей. И тогда для туристов пакетные туруслуги теоретически стали бы на 18% дешевле.
Идея, как уточнил г-н Уманский, пока никак не оформлена. И очень трудна в реализации, ведь придется вносить изменения в Налоговый кодекс. Именно поэтому наблюдатели настроены скептично. «Механизм, который учитывал бы все особенности таких продаж, в Налоговом кодексе не прописан, и разработать его трудно. Вовремя документировать и отчитываться по предоставленным турагентствам операторами билетам будет очень непросто. Как результат, авиакомпании ждут массовые проверки из-за таких льготных продаж», – пояснила Елена Иванова, генеральный директор компании «Аудит Контур Плюс».
Дело сильно упростило бы снятие НДС с продажи всех авиабилетов на внутренних линиях. Такое предложение уже выдвигалось в 2011 году Минэкономразвития, но дальше обсуждения процесс не пошел. Минфин России вряд ли благосклонно относится к идее уменьшить налоговые поступления в бюджет страны.
Есть и другие идеи, которые высказывают эксперты турбизнеса – представители туроператоров. Они предлагают использовать опыт программы дотирования перевозки молодежи и пенсионеров из Дальнего Востока в Центральный регион, которая показала хорошие результаты.
«Если нельзя снять НДС с авиабилетов, почему бы не сделать льготную цену на перелет для организованных туристов?» – спрашивает Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин». При покупке тура турист получал бы скидку в 300 или 500 рублей на оформление авиабилета, и это могло бы подстегнуть спрос на отдых в Причерноморье.
Еще об одной идее, которая, правда, никак не поможет туроператорам, рассказал в июле руководитель Ростуризма, Александр Радьков.
Он предлагает ввести в России «отпускные чеки». Подобная система успешно действует в европейских странах. Ваучеры выпускаются эмиссионным центром, закупаются предприятиями по цене без НДС, а затем реализуются их сотрудникам. В этом случае туристы могли бы оплачивать чеками услуги санатория, отеля, ресторана, воспользовавшись ими в низкий сезон. Впрочем, без внесения изменений в Налоговый кодекс и согласования программы с Минфином и Минздравом «чековая» система в РФ тоже работать не сможет.



